Фонд «Сорос-Кыргызстан» (ФСК) — международный неправительственный частный фонд – стремится создать в Кыргызской Республике условия для построения открытого общества, поддерживая развитие общественных институтов и инициативы во всех сферах общественной жизни. При этом открытое общество означает: свободу и разнообразие мнений во всех сферах жизнедеятельности; развитое правовое государство; возможность для всех членов социума равноправно участвовать в развитии.

Учредителем Фонда является Институт «Открытое общество» (Open Society Institute), возглавляемый Джорджем Соросом, финансистом мирового масштаба и всемирно известным филантропом. Фонд является частью международной сети, куда входят национальные фонды Сороса в 31 стране мира и два региональных фонда, охватывающих своей деятельностью еще 27 стран.

Фонд начал свою работу в стране с 1993 года и получил официальную регистрацию Министерства юстиции КР в конце 1995 года. С того момента Фонд «Сорос-Кыргызстан» последовательно продолжает оказывать поддержку гражданским инициативам в самых различных направлениях, таких как правовые, образовательные и экономические реформы, поддержка СМИ, НПО и академических кругов, содействие инициативам в области публичной политики, здравоохранения, культуры. Для финансирования этих инициатив по линии ФСК в страну безвозмездно поступило более 79 миллионов долларов.

Работа Фонда регулируется стратегическими решениями и рекомендациями Наблюдательного совета ФСК и Фондов Открытого общества и проводится в тесном сотрудничестве с партнерами, представляющими государственные институты, неправительственные и международные организации.

Программные приоритеты, цели и стратегии:

На сегодняшний день Фонд определил 6 тематических областей в рамках, которых программы сфокусируют свою деятельность.

  • Программа «Общественное здравоохранение» нацелена на поддержку идей, направленных на обеспечение равных прав уязвимым маргинализированным группам населения к услугам общественного здравоохранения.
  • Образовательная программа работает над созданием условий для улучшения доступа к образованию для детей со специальными образовательными потребностями и из социально уязвимых слоев. Программа также содействует продвижению норм и инструментов управления поликультурной и полиэтичной образовательной средой в целях усиления роли школы как центра консолидации общества.
  • Правовая программа ставит целью реформу системы уголовного судопроизводства, отвечающей международным стандартам в области защиты прав человека,  улучшение системы предоставления гарантированной государством юридической помощи и эффективное документирование, расследование фактов применения пыток и жестокого обращения.
  • Программа «Гражданское участие» работает над усилением гражданского участия для устойчивого городского развития и вовлечение граждан в построение конструктивного диалога власти и общества.
  • Программа «Развитие СМИ» занимается развитием журналистики данных в Кыргызстане и поддерживает независимые средства массовой информации путем расширения новых форматов журналистики. Кроме того, программа будет продолжать поддерживать проекты, направленные на оказание юридической защиты журналистов, а также следить за изменениями в соответствующем законодательстве.
  • Информационная программа стремится улучшить ситуацию с доступом к информации в трех ключевых областях как цифровое вещание, доступ к открытым образовательным ресурсам и вопросы доступа к информации на языках национальных меньшинств.

Выбор проектов для финансирования

Фонд «Сорос-Кыргызстан» поддерживает проекты, которые соответствуют следующим критериям:

  • в проекте есть перспектива получить существенные результаты в течение обозримого периода времени;
  • проект обладает  принципиальной новизной, отличающей его от деятельности других организаций;
  • реализация проекта способствует развитию потенциала местных организаций и групп, способных продолжить деятельность после прекращения финансирования;
  • результаты, полученные в ходе реализации проекта, могут использоваться в других регионах страны;
  • проект предусматривает оценку и распространение предполагаемых результатов;
  • предоставляется достаточно гарантий для обеспечения успеха и непрерывной реализации проекта партнерами проекта (правительством, НПО);
  • проект является приоритетным по сравнению с другими подобными проектами;
  • для реализации проектных мероприятий выбрано наиболее подходящее место;
  • намеченная стратегия является самым эффективным средством для достижения желаемых результатов;
  • система управления процессом реализации проекта является качественной и рациональной.