История успеха Рабиги по проекту ОО «Рука в руке» при поддержке образовательной программы Фонда «Сорос-Кыргызстан»(одна из 6 детей обучается в классе для детей с тяжелой и средней формой аутизма и с глубокой задержкой речи)
IMG_5544
Айдай Иманкулова, мама 7-летней Рабиги:
— До открытия экспериментального ресурсного АВА-класса я часто задавалась вопросом, куда же будет ходить мой ребенок после окончания занятий в центре для детей с аутизмом «Рука в руке». В свое время, мне было очень сложно найти детский сад, так как особенного ребенка обычно не принимают в коллектив, а для поступления в школу требования к ребенку еще выше.
Я знаю немало примеров семей, в которых дети с аутизмом вынуждены оставаться дома. В школьном образовании им было отказано по разным причинам, в первую очередь, по причине отсутствия специалистов, имеющих знания и опыт работы с такими детьми. Эта вынужденная изоляция приводит к еще большим проблемам: ребенок лишается возможностей не только в плане получения академических знаний, но и, прежде всего, навыков общения со сверстниками и другими взрослыми (кроме своей семьи), навыков самостоятельности и социально-приемлемого поведения. Поэтому когда Фонд «Сорос-Кыргызстан» поддержал идею и проект руководства нашей организации об открытии ресурсного класса для шести детей с аутизмом при городской специальной вспомогательной школе №34 города Бишкека, я была очень рада, что у моего ребенка и других детей-бенефициаров этого проекта появилась такая возможность.
Уникальность проекта состоит в том, что применяются лучшие практики передовых стран для обучения детей страдающих аутизмом. Например, у каждого ребенка есть личный тьютор, взрослый ассистент, который помогает ребенку осваивать программу и выстраивать отношения с другими детьми, обучает правильному поведению в классе и в школе.
Основной учитель в АВА-классе, Асель Идиатова, хорошо знает наших детей, так как ранее работала с каждым из них как дефектолог и логопед. Это помогает ей преподавать основную программу первого класса с учетом общего диагноза наших детей, а также индивидуальной специфики каждого ребенка.
Помимо общей программы (чтение, математика, письмо и другие обычные предметы в школе), у каждого ребенка есть индивидуальная программа обучения для развития других навыков в зависимости от его уровня, которую составляет психолог класса.
Все педагоги школы, основной педагог класса, воспитатели продленки, психолог класса, тьюторы-ассистенты, для детей с аутизмом, и их родители прошли обучении по основным методам и практическим стратегиям, такие как «Прикладной Поведенческий Анализ и визуальные стратегии», успешно применяемые в обучении детей АВА-класса. Дважды, перед началом обучения в августе и через 3 месяца в октябре, был приглашен эксперт по аутизму и Прикладному Поведенческому Анализу из США Уильям Эдвардс, оказавший очную супервизию, суть которой заключалась в тренинге психолога и основного педагога тестированию знаний, навыков и написанию индивидуальных программ обучения, а также экспертом был проведен тренинг тьюторам-ассистентам по основным принципам и методам сопровождения детей с аутизмом в классе. Помимо этого, Уильям Эдвардс провел индивидуальные консультации родителям по каждому ученику и дал рекомендации для корректировки программ и процесса обучения в классе.
C начала занятий моя дочка многому научилась: правильному поведению в классе и в школе. Раньше, например, она редко кушала в одной комнате с другими детьми; даже в детском саду она практически никогда не садилась за общий стол. В школе же ей пришлось учиться ходить с другими детьми в столовую, спокойно сидеть рядом с ними, доставать свой завтрак из рюкзака и кушать. Адаптация к этой каждодневной школьной рутине заняла у нее не больше недели, что меня очень порадовало. Также, для занятий физкультуры, ритмики и пения, детям нужно пройти через школу в другие классные комнаты и заниматься с другими учителями, а не только с основным педагогом, которого моя дочь знает уже 2 года. Для детей с аутизмом это хороший тренинг, поскольку смена обстановки дается им нелегко.
IMG_5559

За время обучения в классе социальные навыки у моего ребенка также стали значительно лучше. Она стала больше замечать и взаимодействовать с другими детьми, наблюдать за их действиями и реакциями, а также слушать просьбы и инструкции других взрослых и частично их выполнять.
Трое из шестерых детей с аутизмом в классе сейчас обучаются без сопровождения, моя дочь в том числе. Большую часть времени, она находится в классе и на других уроках самостоятельно. Ей все еще требуется поддержка тьютора, время от времени. Академические знания она приобретает по программе вспомогательной школы и более половины из них успешно осваивает, но это для нас сейчас не самое главное. Нам важна социализация и то, что она может находиться в классе и в школе с другими детьми. Я очень рада и счастлива нашим достижениям.
IMG_5591

Помимо занятий, благодаря тому что наши дети учатся в школе по этому проекту, наш класс также посетил несколько внеклассных мероприятий, в частности: новогодние представления и праздники в центре «Сейтек», в Академии Физической Культуры Special Olympics, а так же праздничные мероприятия в самой школе. Нам на радость, все наши дети не только «выдержали» такие шумные и насыщенные мероприятия (ведь почти у всех из них имеются сенсорные проблемы), но и даже участвовали в некоторых конкурсах и эстафетах. Мы теперь более уверены в поведении наших детей и с удовольствием хотим посещать еще и другие мероприятия.

Мы надеемся, что этот проект даст начало позитивной тенденции к созданию доступа к обучению детей с аутизмом и включение в целом всех детей с особыми возможностями здоровья в систему общего школьного образования Кыргызстана. Мы также считаем, что наш АВА-класс может быть примером ресурсного класса в инклюзивном образовании, где дети с особыми нуждами получают необходимую помощь специалистов, в сопровождении которых они могут адаптироваться и включаться в школьную среду, социализироваться и получать образование.

 

АВА терапия — это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения.

Все о работе организации ОО «Рука в руке» на сайте http://autism.kg/