Ошский общественный фонд «Благодать» приступил к реализации проекта «Развитие профессиональных навыков у детей вспомогательной школы №12 г.Ош» при поддержке образовательной программы Фонда «Сорос — Кыргызстан».

Вспомогательная школа №12 основана в 1965 году. Во времена Советского Союза там обучалось около 300 человек. В наши дни количество учеников снизилось более чем в два раза, среди них: 5 полусирот, 7 учеников получают обучение на дому, 22 ученика из малообеспеченных семей и 110 получают пособие по инвалидности. В школе учатся дети с диагнозом — умственная отсталость, cиндром Дауна, слабоумие, детский церебральный паралич и т. д.

Существует предубежденность, что после обучения в школе у детей возникнут проблемы с дальнейшей социальной интеграцией в общество, так как в обществе существует устойчивая стигма к этим детям. Администрация школы и сотрудники фонда «Благодать» считают это мнение ошибочным: в школе №12 особое внимание уделяется получению трудовых навыков, которые некоторые выпускники успешно реализуются в дальнейшей профессиональной жизни.
Проектная деятельность фонда «Благодать» направлена на создание условий для развития профессиональных навыков и последующего трудоустройства детей с ограниченными возможностями здоровья. В школе будет создана так называемая «Творческая мастерская», оснащенная современным оборудованием. Персонал школы пройдет обучение инновационным методам работы с умственно-отсталыми детьми. Важное значение будет уделено популяризации профессионального образования через информационные встречи, экскурсии и другие совместные с лицеями и училищами мероприятия.

В «Творческой мастерской» ученики будут обучаться навыкам валяния войлока, шитью одежды и национальных предметов быта, резьбе и выжиганию по дереву. Будет организована ярмарка-продажа изделий, созданных учениками.

По словам директора Рахили Насировой, некоторые выпускники продолжают обучение в системе профессионального технического образования (ПТО). Наиболее востребованные специальности: швея-портниха, повар, строитель, сварщик, механик. Но сейчас многим ученикам сложно адаптироваться в обучающей программе среднего специального учреждения, так как они не имеют даже начальных трудовых навыков.

Стоит отметить, что школа №12 является единственным подобным учебным заведением на юге страны. Как сказала директор, к ним обращаются родители из разных районов южного региона с просьбой взять ребенка на обучение в школу с проживанием. К сожалению, количество мест для предоставления жилья ограничены — всего 40 мест, из них 20 для девочек, 20 для мальчиков.