Ассоциация родителей детей–инвалидов при финансовой поддержке Образовательной программы фонда «Сорос-Кыргызстан» реализует проект «Комплексный образовательный стандарт — основа для инклюзивного образования».

В рамках данного проекта разработан образовательный стандарт для детей с инвалидностью, который в настоящий момент находится на этапе доработки. В рамках проекта планируется утверждение «Образовательного стандарта для детей с инвалидностью» внутренним приказом Министерства образования и науки КР с последующей апробацией.

Основанием реализуемого проекта стало успешное сотрудничество Ассоциации родителей детей –инвалидов» (АРДИ) с фондом «Сорос-Кыргызстан» в рамках первого проекта «Инклюзия — путь к доступному образованию» с 2013 по 2014 гг.

В рамках данного проекта были разработаны следующие материалы: сборник нормативно-правовых актов, руководство для родителей «Доступ к государственным услугам для ЛОВЗ и их семей», «Руководство для государственных органов по предоставлению услуг для ЛОВЗ и их семей». Составителями данных пособий стали Татьяна Архипова и Сейнеп Дыйканбаева.

В рамках проекта были проведены «Уроки доброты» в общеобразовательных школах№ 49, 11, 4, 59 и им.Г. Гмайнера. Всего было охвачено 162 учащихся средних школ г. Бишкек. Уроки включали в себя следующие компоненты: определение инвалидности, стереотипы инвалидности, основные препятствия, подходы к пониманию инвалидности (традиционный, социальный и т.д.), возможности и трудности совместного обучения и ролевая игра. Результатами уроков доброты стало формирование правильного понимания инвалидности, видов, отличия физической, умственной, психологической инвалидности и сенсорной инвалидности. Проект выявил проблемы в получении высшего и среднего образования для лиц с инвалидностью.

Успехом проекта стало положительное решение вопроса о поступлении в ВУЗ на очное или дистантное обучение с щадящим подходом в обучении для лица с инвалидностью, который решался достаточно сложно и продолжительное время. Человека с инвалидностью взяли на очное отделение по квоте и при содействии Министерства Образования КР, которое направило письмо в государственный университет с рекомендацией решить вопрос свободного посещения занятий, в связи с состоянием здоровья.

Также при содействии АРДИ в государственный университет поступили 2 человека с инвалидностью на контрактное обучение с 50% скидкой.   Была решена проблема получения среднего образования для подростка с инвалидностью, который вначале был направлен и проучился в коррекционном классе, в настоящее время обучающийся в общеобразовательной школе, в которой он стал учиться на хорошие оценки.

Данный проект открыл возможность выявить многие проблемы в сфере доступа  к образованию для детей с инвалидностью. И как логическое продолжение проекта стала разработка «Образовательного стандарта для детей с инвалидностью», который до этого времени отсутствовал.