Майя Эралиева, выпускница факультета географии и геонауки по направлению «Устойчивое развитие» Университета Сент-Эндрюс (Великобритания), получила грант на обучение по стипендиальным программам Фондов Открытого общества.

2014-07-12 15.01.41

— После завершения учебы и возвращения из Шотландии, я проработала более полугода в отделе по Анализу уязвимости и картированию продовольственной безопасности Всемирной продовольственной программы ООН. Это были интересные месяцы работы, так как этот период был подготовлен первый Атлас продовольственной безопасности Кыргызской Республики http://ru.wfp.org/sites/default/files/ru/file/2015_wfp_food_security_atlas_2015_08.pdf

Также  была создана Межведомственная Техническая рабочая группа по мониторингу продовольственной безопасности, наличия продовольствия, доступ к ней, правильное использование продуктов питания и присутствие стабильности. Ранее в стране, мониторинг проводился отдельными органами государственной власти, но теперь, с созданием технической рабочей группы, данный мониторинг проводится совместно, что усилило  межсекторальное сотрудничество и улучшило координацию при принятии решений.

Но так как мой интерес фокусируется на вопросах окружающей среды, то вскоре перешла работать в GIZ по вопросам изменения климата и устойчивому управлению природными ресурсами. GIZ начал новый проект по экосистемному подходу в адаптации к изменению климата в высокогорных районах Центральной Азии. Вопрос адаптации на основе экосистем является довольно новым направлением в Центральной Азии, несмотря на то, что за последние годы были реализованы ряд проектов по данным услугам и по устойчивому управлению природными ресурсами. Одним из компонентов проекта является моделирование различных сценариев изменения климата и воздействия на горные экосистемы, при котором местные жители могут иметь возможность адаптироваться и продолжать свою хозяйственную жизнедеятельность в устойчивой манере. Проект реализуется в трех странах Центральной Азии с пилотными районами в Кыргызстане и Таджикистане.

 

Если говорить об университете, где я обучалась, то в 2013 году университету исполнилось 600 лет и страна этим гордилась. Если говорить о других фактах, то это первый университет в Шотландии и третья по счету по всему англоговорящему миру. В ней работают лучшие преподаватели и имеется одна из лучших библиотек мира.

В университете нет традиционного кампуса — вместо этого, университетские здания являются частью городского пейзажа; центры средневекового обучения находятся бок о бок с местным рыбацкими домиками и магазинчиками, придавая реальное чувство места университета в истории Сент-Эндрюс. Сент-Эндрюс, может быть и небольшой город, но на университет приходится половина местного населения (около 17 500 жителей). На данный момент количество студентов достигает 7 500 человек, 6000 из которых  являются студентами бакалавриата.

Сент-Эндрюс является одним из самых космополитических академических сообществ Великобритании, в котором обучаются студенты более чем 120 стран мира. Треть студентов из Шотландии, треть от из остальной части Великобритании и Европейского Союза и треть из дальнего зарубежья. Гибкая структура предлагает более 400 образовательных программ в трех факультетах.

Уже более десяти лет Сент-Эндрюс является  одним из самых популярных университетов Великобритании, с высоким конкурсом, примерно десять студентов, борющихся за каждое одно место. По некоторым предметам, например международные отношения и экономика, там может быть до 25 заявок на место. Я считаю, что это был подарок судьбы учиться в таком престижном  учебном заведении. В рамках стипендиальной программы,  оплачивалась не только стоимость обучения, но и проживание и питание. Это редкая возможность, когда все расходы покрываются, и человек может полностью посвятить себя учебе.

 

— Как участие в программе  повлияло на вашу дальнейшую карьеру?

Для меня, человека имеющего большой стаж работы, получение магистерской степени было осознанным шагом, и все свое время я посвящала чтению, дни проходили в библиотеке. Я целенаправленно выбрала Великобританию для обучения, так как это  страна,  которая в свое время завоевала практически весь мир и продолжает влиять экономически, политически на глобальные процессы.

Многие профессора — космополиты, их мышление, видение поневоле заставляет тянуться к их уровню. Я сама практик, которая весь свой опыт приобрела в работе с сообществами. Но погружение в академический мир дало возможность связать практику с теорией.

Конечно, наличие европейского образования стало дополнительным положительным фактором в моей работе и можно сказать, что для меня открылись новые возможности. Я продолжаю работать на уровне политики, проектов и программ. Но для меня в карьере остается приоритетом – работа с местными сообществами.

2014-09-13 14.16.34

Если говорить о влиянии образования Великобритании, то многие студенты, проучившиеся в рамках Фондов Открытого общества, вернулись с более расширенным кругозором, критическим взглядом и мнением, и нашли свое место в различных секторах государства. Кто-то решил продолжать академическую карьеру и  работает в университете и обучает новое поколение граждан критическому мышлению и ценностям демократии. А кто-то работает в проектах международных организаций. Все на своем уровне продвигают принципы открытого общества. 20 лет работы данной программы уже заложил основу для наличия сообщества, состоящего из профессионалов, получивших западное образование и продолжающих продвигать ценности открытого общества.