Алтынай Кулмырзаева, стипендиат программ Фондов открытого общества (OSI) и Национального центра содействия  университетам и школам Франции (CNOUS)

Благодаря стипендиальной программе CNOUS/OSI  я получила возможность обучаться в одном из старейших университетов Европы – в Страсбургском университете. Сегодня это крупнейший университет Франции (он был создан на основе университетов Роберта Шумана, Луи Пастера и Марка Блоха), представляющий собой не только национальный проект, но также и общеевропейский эксперимент укрупнения вузов с целью способствования диалогу теоретических и прикладных наук, а также развитию междисциплинарных отраслей.

Я на собственном опыте оценила все преимущества подобной системы. Во-первых, каждый студент получает возможность посещать предметы и лекции других кафедр и даже институтов. Во-вторых, Ваш студенческий билет (который одновременно и читательский) един для всего университета, что упрощает процесс работы в архивах и библиотеках институтов. И, по-моему, самое главное, в таком большом университете для Вашей исследовательской работы всегда найдётся специалист, который не только будет руководить Вашей работой, но будет заинтересован в её практической ценности.

Между прочим, именно приехав во Францию, я поняла, что теоретические знания, которые я получила на родине, были на хорошем уровне. Именно недостаток практических знаний я и смогла здесь восполнить. Представьте себе, когда лекции Вам читают ведущие эксперты, а также дипломаты не только Франции, но и европейских стран. Это люди, которые лично участвовали в разработке основных европейских документов, а также те, кто организовывал известные форумы и встречи (например, Конференция СБСЕ 1975); а проводить исследование и писать статьи Вас обучают главные редактора научных журналов. Уверена, что это именно то, чего многим из нас не хватает.

Изучая современные международные отношения, в основном получаешь информацию из СМИ или же научных публикаций. Но учёба в Страсбурге дала мне и другую возможность. Как известно, этот город называют второй после Брюсселя столицей Европейского Союза. Здесь ведутся дебаты и принимаются общеевропейские решения, сюда приезжают политики с других стран и регионов, чтобы высказать свою точку зрения по тем или иным мировым событиям. Так вот, чтобы попасть на эти заседания и выступления, достаточно прийти за час до начала и пройти контроль, имея при себе лишь паспорт. Безусловно, что слушая речь вживую, а также наблюдая за реакцией других политиков, получаешь более детальную картину той или иной проблемы.

Всё это было дополнено тем, что в моей группе учились представители разных  регионов, а также национальностей. Это ребята, которые видят своё будущее в дипломатической сфере, а также политике. Они были для меня в какой-то мере первоисточниками в понимании внутренней политики и особенностей национальных интересов их стран.

Хочу поблагодарить учредителей стипендиальной программы, а также работников CNOUS, OSI и фонда «Сорос-Кыргызстан» за возможность изменить и поверить в себя, за ценнейший опыт самостоятельной жизни, а самое главное за придание сил в столь непростом будущем. А тем, кто только раздумывает об учёбе за границей, я бы хотела сказать: «Главное, чтобы ты понимал для чего это тебе нужно».

Сулайманова Айнура, выпускница Эдинбургского университета 2010, степень Магистра в Сравнительной общественной политике.

Образование – одно из самых выгодных и лучших инвестиций в будущее. А если это еще и качественное образование, то тогда это будет бесценным и рентабельным проектом в Вашей жизни. Именно поэтому я от всей души хочу поблагодарить Фонд Открытого Общества/Иностранное Министерство по Делам Содружества Наций (ФОО/ИМДСН) за возможность получить образование в одном из самых лучших университетов мира – в Эдинбургском университете. Это был незабываемый и прекрасный опыт, который подарил мне крылья, вдохновил в карьере и обогатил интеллектуально и духовно.

Обучение в Эдинбурге было интересным, захватывающим и полезным. Передовая инфраструктура университета не только облегчала процесс обучения, но и мотивировала на продуктивность и креативность. Университет известен не только выдающимся преподавательским составом, но и грамотно поставленной работой и отрегулированной системой. Компьютеризированная библиотека, обилие академических источников, свободный доступ к преподавательскому составу и техническому оборудованию последнего поколения способствует концентрации в учебе. В отличие от постсоветской модели обучения, основанной на запоминании, методы преподавания и система оценки учебных заведений Шотландии побуждают мыслить критически, подвергать сомнению и оспаривать аргументы с альтернативных точек зрения.

Большинство курсов, преподаваемых в Колледже социальных и гуманитарных наук Эдинбургского университета, направлены на изучение политики Европейского Союза; оказалось, что, в Великобритании и Западной Германии, как и в Кыргызстане, существует проблема гендерного неравенства в доходах и дискриминации в трудоустройстве по признаку пола. В социальной политике Евросоюза есть ряд полезных и инновационных идей, применение которых может инициировать разрешение вышеуказанных проблем в Кыргызстане.

Один из ценных активов Эдинбургского университета – это его интернациональность, ведь сюда съезжаются со всего мира, поэтому студенческое братство весьма разнородно по национальному и возрастному составу, что делает учебу по-настоящему интересной и впечатляющей. Да и вообще, местные жители доброжелательны и энергичны. У меня сложилось впечатление, что это город здорового образа жизни – здесь много спортивных площадок для игры в футбол, волейбол и регби; в скверах и парках устроены специальные беговые дорожки для любителей утренней пробежки.

Столица Шотландии Эдинбург – «Северные Афины» – очень красивый город, в котором сохранилось истинное присутствие королевских кровей и величественность шотландского духа, отважных рыцарей и королевы Мэри. Это слияние античности и современности. Когда гуляешь по узким старинным улочкам, которые окружены церквями и домами в викторианском стиле, кажется, что попадаешь в сказку. В целом, Шотландия – это удивительная страна, очерченная зеленью простирающихся вдаль гор и ясной лазурью неба. Это – замки с привидениями и величавые церкви, архитектура и мастерство тончайшей работы, изысканность которых просто ошеломляет, Лохнесское чудовище (кстати, Несси существует!), завораживающая красота и величие Шотландской горной местности и освежающий, морозящий горло Гиннес, который можно найти в любом пабе.

Говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Сейчас, уже став членом команды Фонда «Сорос-Кыргызстан», я хочу сказать: начните свою историю, не упускайте свой шанс!

Ощутить свои возможности и потенциал

Эльдар Гайфуллин, выпускник программы CNOUS/OSI 2011-2012

В течение трех лет я подавал на стипендию фонда Сороса для обучения на магистратуре во Франции, и с третьего раза мне посчастливилось стать стипендиатом программы. Благодаря этой программе я не только получил диплом магистра экономики во Франции, но и открыл для себя множество новых стран и вообще понял, какие обширные возможности предлагает мне этот мир.

Несмотря на то, что европейская система образования была для меня не в новинку после 4 лет обучения в АУЦА, 2 семестра, проведенные в университете города Бордо, стали невероятно ценным опытом, который значительно повлиял не только на мой профессиональный уровень как экономиста, но и на мое мировоззрение в целом.

Сегодня в век глобализации перед каждым из нас открыты огромные возможности. Возможности не только что-то получать, но и создавать, и  не только в своей стране, но и во всем мире. К сожалению многие из нас даже не догадываются о них, о масштабах в которых можно работать и развиваться. И я думаю, что учеба за рубежом Вам просто необходима, чтобы ощутить свои возможности и  потенциал. Чтобы почувствовать «как глубока кроличья нора», нужно прыгнуть в нее.

После учебы мне посчастливилось провести лето на стажировке в Латинской Америке и открыть для себя невероятно красивую далекую страну Чили, где я изучал условия жизни и развития коренного населения – индейских племен мапуче. В Чили я также получил очень интересный опыт выживания. Я жил и работал в команде своих однокурсников из разных стран мира – Франции, Мадагаскара, Колумбии, Марокко. Несмотря на то, что у нас не было ни финансирования, ни какой-либо поддержки со стороны государства, мы, 9 студентов-экономистов из Франции, осуществили свой первый проект на другом конце земного шара, и презентовали результаты нашего исследования правительству Чили для разработки плана экономического развития региона. Мы не получили за это ничего, никаких денег, никаких стипендий, но я не разу не пожалел о том, что я выбрал именно эту стажировку, потому что своей работой смог помочь развитию одного из беднейших регионов Чили.

Чили удивительна тем, что в этой стране нет коррупции. Увидев, что такое на самом деле возможно не только в богатых развитых странах с сильной экономикой, но и в тех, где развитие началось не так давно, и большая часть населения находилась за чертой бедности, я решил заняться изучением этого явления – развивающаяся экономика, свободная от коррупции.

Возвращаясь домой, из Европы в Кыргызстан, я решил проделать обратный путь не по воздуху на самолете, а пересечь страны нашего прекрасного континента с запада на восток по земле и воочию увидеть как обстоят дела с коррупцией в Европе и в Азии. Это путешествие стало завершением моего учебного года, и вместе с тем началом нового этапа, большой работы в области борьбы с коррупцией, которой я хочу посветить последующие годы моего образования. «Anything is possible if we wish this enough».

Cамая большая инвестиция – вклад в образование

Александра Черкасенко, выпускница Центрального Европейского Университета 2011, степень магистра в Международном бизнес праве

С каждым днем я все больше убеждаюсь в том, что самая большая инвестиция, которую можно и стоит делать в своей жизни – это вклад в образование. Получение образования за рубежом помогает другими глазами взглянуть на многие жизненные вопросы, помогает расширить свой кругозор, развить творческое мышление, познакомиться с людьми из разных стран и многому поучиться и у них. Благодаря Фондам Открытого Общества мне удалось получить образование в одном из лучших университетов Европы – в Центральном Европейском Университете (ЦЕУ), который помог мне как в академическом, профессиональном, так и личностном развитии.

Центральный Европейский Университет находится в г. Будапешт, в одном из самых красивых городов Европы. ЦЕУ был основан с целью способствования развитию открытого общества и студенты с более чем 100 стран мира приезжают в этот университет для получения образования, большое число из которых являются выходцами из стран СНГ. Преподаватели, являющиеся не только теоретиками, но и сильными практиками, приезжали читать лекции из различных стран мира, таких как США, Швеции, Германии, Сербии, пр. Все это разнообразие студентов, преподавателей заставило меня убедиться в том, что у нас на самом деле очень много схожего – как и в отношении изучаемого мной предмета – права, так и в культуре.

Тот год, в течение которого длилась магистерская программа, был одним из самых насыщенных годов в моей жизни, да и вообще, учеба в Будапеште всегда была яркой и интересной. Все курсы, которые предлагались в университете, были направлены на получение практических навыков и выявляли схожесть и различия правовых систем в разных странах, что, в свою очередь, развивало критическое мышление и творческий подход к решению многих сложных юридических вопросов, которые я широко использую и сейчас.

Сегодня, уже будучи членом команды Фондов Открытого Общества, программы «Правовая инициатива открытого общества», я чувствую себя частью и ЦЕУ и благодарна за получение бесценного опыта обучения в таком замечательном ВУЗе, в котором преподавали одни из лучших специалистов в мире в своих областях, благодарна за обретение прекрасных друзей из разных стран и за возможность осознать, что единомышленники есть везде, главное их найти и знать кем мы являемся, за что боремся и во благо чего работаем.