fin_soros_oer_4«Открытые образовательные ресурсы – учебные и научные ресурсы, существующие в открытом доступе или выпущенные под лицензией, которая разрешает их бесплатное использование и модификацию третьими лицами» [ЮНЕСКО, июль 2002].

Открытые образовательные ресурсы (ООР) по своей сути – простое юридическое понятие, обозначающее образовательные ресурсы, находящиеся в свободном доступе для использования преподавателями и студентами без уплаты авторского гонорара или лицензионных платежей.

Открытые лицензии появились в результате широкого использования цифрового контента, когда интеллектуальный труд можно легко копировать и предоставлять для всеобщего пользования, не запрашивая разрешения автора. Открытые лицензии  предоставляют авторам возможность сохранять свое авторское право и при этом  разрешать свободное и бесплатное использование (копирование, распространение и адаптацию) своих произведений неопределенному кругу лиц по всему миру при условии указания автора произведения.

 

Образовательный контент разработанный за счет государства или доноров должен быть:

  • открытым,
  • свободным
  • бесплатным.

 

Открытые образовательные ресурсы можно:

  • использовать бесплатно
  • копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате
  • адаптировать — создавать производные материалы
  • перерабатывать, видоизменять, и создавать новое, опираясь на этот материал
для любых целей, включая коммерческие, при обязательном указании имени автора

 

Страница ООР в Кыргызстане https://www.facebook.com/OERkg  — все о развитии открытых образовательных ресурсов в Кыргызстане и мире.

 

Развитие Открытых Образовательных Ресурсов (ООР/OER, Open Educational Resources) является приоритетным направлением Фонда Сорос-Кыргызстан на следующие 4 года и ведется в трех направлениях:

1)     ООР в школах

Школьные учебники – один из самых масштабных и часто используемых образовательных контентов разработанных за бюджетные средства. Однако все они защищены авторскими правами издательств, которые запрещают копирование и распространение учебника без согласия правообладателя. Несмотря на постоянную нехватку учебников по стране, что серьезно влияет на снижение качества образования, издательства, осуществляющие государственный заказ на выпуск учебников, не заинтересованы в сокращении тиражей бумажных копий и в продвижении цифровых копий учебников, а также в развитии электронных учебников. Сегодня электронный учебник это не простое повторение бумажной версии, но является интерактивным инструментом обучения, включающим разного рода видео материалы, анимацию, оценочные тесты и тренажеры.

Главной целью продвижения ООР в школах является принятие нормативно-правовой базы, обеспечивающей бесплатное распространение образовательных материалов, разработанных за  бюджетные и донорские средства, а также и их свободное использование третьими лицами.

В этом случае массив школьной образовательной информации будет свободен для создания на их базе электронных учебников, пособий и мультимедиа материалов.

Что такое открытые образовательные ресурсы?

 

 

2)     ООР в ВУЗах

Идея продвижения ООР среди ВУЗов — расширить горизонты миссии высшего образования – способствовать получению новых и распространению существующих знаний. Движение к ООР появилось изначально именно в кругах высшей школы в 1990-х годах, а в 2001 году приобрело всемирный масштаб, когда Массачусетский технологический институт (MIT) запустил проект OpenCourseWare, открыв свободный доступ к материалам своих учебных курсов.

Опыт показывает, что учебные заведения, которые предоставляют доступ к качественным курсам и материалам через Интернет, добились значительных успехов в обеспечении разнообразных потребностей студентов, привлечении новых студентов и укреплении своей репутации. Стоит отметить и тот факт, что доступ к ООР в свою очередь, способствует развитию технологий индивидуализированного и дистанционного обучения.

Высшие учебные заведения могут сыграть важную роль в продвижении ООР не только путем создания собственных ООР, но и путем использования ресурсов, разработанных за их пределами, при этом значительно сократив внутренние расходы на дублирование создания учебных материалов.

 

3)     ООР в науке

Несмотря на то, что наука Кыргызстана на сегодняшний день почти полностью поддерживается государством, результаты научных исследований по ряду причин остаются закрытыми либо труднодоступными для широкой общественности. Часто учёные публикуют результаты своих исследований в научных журналах, которые сами по себе являются коммерческими изданиями. В свою очередь, на эти издания подписываются государственные учреждения — НИИ, университеты и библиотеки. В итоге получается, что налогоплательщики, которые уже заплатили за исследования, должны снова платить за то, чтобы ознакомиться с результатами.

Движение ООР в науке нацелено на обеспечение свободного информационного обмена в области науки, давая возможность другим профессионалам, либо просто любителям обратиться непосредственно к первоисточнику. Открытый доступ к научным материалам максимизирует воздействие исследования, делает исследование более продуктивным и эффективным.

Благодаря ООР в науке, пользователи в любой точке мира, получают доступ к высококачественным научным ресурсам мирового уровня.

В Кыргызстане, первоочередной задачей является обеспечение свободного онлайн доступа к научным статьям и результатам научных исследований наших ученых, в том числе к полнотекстовым кандидатским и докторским диссертациям.

 

Организации, вовлеченные в развитие ООР в Кыргызстане

Кыргызский национальный аграрный университет имени К.И.Скрябина

Нарынский государственный университет имени Сатыбалды Нааматова

Кыргызский государственный университете имени И. Арабаева

ОЮЛ “Ассоциация электронных библиотек

Кыргызский государственный технический университет имени И.Раззакова

ОЮЛ «Ассоциация публичных библиотек»

Таласский государственный университет

Высшая аттестационная комиссия Кыргызской Республики

Национальная Библиотека Кыргызской Респбулики

МОФ «Инциативы Розы Отунбаевой»

ОФ «Центр социальной интеграции»

ОФ «Биздин Мурас»

ОФ «Steps to Success»

ОФ «Гражданская Инициатива Интернет Политики»

ОФ «ИТ-Аттрактор»

Юридическая фирма «АРТЕ»