Идея развития многоязычного и поликультурного образования хоть и не является новой для Кыргызстана, но и в настоящее время представляется весьма важной составной частью проводимой в стране национальной и этнической политики, а меры и действия, связанные с поддержкой данного процесса — актуальными и конструктивными, поскольку напрямую связаны не только с социо-культурным общественным развитием, но и такими стратегическими направлениями в развитии КР как: углубление социальной интеграции; социо-экономическая адаптация населения в условиях рыночной экономики; правовое обеспечение граждан; управление миграционными потоками, реформирование системы образования в Республике, сохранение и поддержка гражданского мира и согласия, а также (опосредовано) — предупреждение возникновения возможных межэтнических конфликтов и противостояний.
Данная идея поддерживается во всех регионах страны на уровне местных администраций, учебных учреждений, детей и их родителей. Вместе с тем, к вопросам развития многоязычного и поликультурного образования в КР проявлен интерес со стороны ряда деятельных субъектов, которые либо уже осуществляют практическую деятельность в данной сфере, либо готовы ее поддерживать, к ним относятся: отдельные подструктуры Министерства образования, науки и молодежной политики (МОНиМП); средние и высшие учебные заведения; Ассамблея народа Кыргызстана; научно-исследовательские учреждения, неправительственные организации (НПО), средства массовой информации Республики, международные донорские организации, имеющими свое представительство в КР — ОБСЕ, ЮНЕСКО, Фонд «Сорос-Кыргызстан» (Программа «Этническое развитие»), Фонд «Евразия».
На сегодняшний день в Кыргызстане уже накоплен определенный опыт и практика внедрения и развития многоязычного и поликультурного образования, но, как следует из реально сложившегося положения дел:
а) деятельность различных участников данного процесса (деятельных субъектов — структур и организаций) носит разрозненный характер, когда каждый действует на свое усмотрение и не ориентирован на работу партнеров;
б) работа в данном направлении, как правило, ограничена рамками отдельных инициатив и проектов, и не носит программного (долгосрочного и последовательного) залога;
в) в КР не выработаны единые задачно-целевые основания, с опорой на которые можно было бы продвигать идею многоязычного и поликультурного образования и внедрять в практику на уровне государственной (образовательной, языковой, социо-культурной, этнической) политики, равно как и нет органа, который бы мог координировать, управлять и контролировать все многообразие реализуемых мер и действий, а также стратегировать данный процесс.
Таким образом, ситуация, сложившаяся в Кыргызстане в отношении развития многоязычного и поликультурного образования, указывает на то, что данный вопрос требует своего современного осмысления и запуска продвинутых конкретных действий, которые бы могли способствовать выработке основ для дальнейшей поддержки и развития данного процесса.
В этой связи начата работа и подготовка к проведению Координационного Форума «Многоязычное и поликультурное образование в Кыргызстане: от разрозненных действий — к программному управлению и развитию».
Цель данного мероприятия заключается в том, чтобы выявить позиции и намерения, согласовать интересы всех субъектов (структур и организаций), ныне действующих в КР в сфере многоязычного образования и поддержки поликультурного развития страны, а также на партнерских основаниях выработать и утвердить совместную стратегию дальнейших действий.
Для участия в Форуме приглашены представители власти — Администрации Президента КР и Аппарата премьер-министра республики; законодательных и исполнительных государственных органов — депутаты Жогорку Кенеша и Министерства образования, образовательных и исследовательских учреждений, общественности республики — Ассамблеи народа Кыргызстана и национально-культурных Центров и объединений, неправительственных (НПО), международных организаций и СМИ Кыргызстана.
Итогом проведения Координационного Форума должно стать обсуждение и принятие общего решения по поводу важного Программного Документа (Итогового Документа Форума) — проекта «Комплексной Программы поддержки и развитии многоязычного и поликультурного образования в Кыргызской Республике» и формирования Рабочей