Конфликт между Министерством образования, науки и молодежной политики (МОНиМП) КР и рядом вузов страны известен всем. Одной из причин его возникновения является отсутствие единого понимания качества образования у государства, самих высших учебных заведений и у работодателей, для которых собственно и готовятся специалисты в вузах.
В настоящий момент не разработаны эффективные механизмы разработки и внедрения государственного образовательного стандарта (ГОС), а также механизмы обеспечения и контроля качества образования. Корень проблемы кроется еще в советском периоде, когда никаких государственных стандартов в сфере образования не существовало. Вместо него в вузах использовались типовой учебный план специальности, типовая учебная программа дисциплины, квалификационная характеристика специалиста. ГОС стал подменной этих понятий. Фактически содержание осталось прежним, сменилась лишь оболочка.
Нужен ли государственный образовательный стандарт и способен ли он влиять на качество образования? Совместимо ли понятие государственного стандарта с академической свободой образовательных учреждений? Возможны ли иные механизмы надзора за образованием? Так кратко можно обозначить круг вопросов, которые будут обсуждаться на семинаре «Содействие реформированию системы высшего образования в Кыргызской Республике», проводимом Фондом «Сорос-Кыргызстан».
Семинар состоится 15 сентября в конференц-зале гостиницы «Иссык-Куль». В нем примут участие начальник госинспекции по лицензированию и аттестации учреждений образования Исмаилов Б. И., начальник управления вузами Жаналиев А. Ф., а также представители МОНиМП, вузов и члены экспертной группы проекта «Содействие реформе высшего образования» Фонда «Сорос-Кыргызстан».
На семинаре будет представлен анализ ГОС с позиции их соответствия целям государства, эффективности их достижения, компетентному подходу и влиянию на качество образования. Фишер-Зуйков У., доцент ДААД представит доклад на тему «Образовательные результаты (learning outcomes), как базовые параметры качества образовательных программ; опыт Германии». В докладе отражены альтернативные ГОС параметры качества образования, которые достаточно успешно используются в Германии. Также с докладами выступят:
- Исмаилов Б.И., начальник госинспекции по лицензированию и аттестации учреждений образования при Минобре КР — «Состояние и проблемы качества высшего образования в Кыргызстане; анализ опыта других стран в повышении качества высшего образования».
- Бримкулов У.Н., декан Кыргызско-Американского факультета компьютерных технологий и Интернет КНУ — «Анализ государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования Кыргызской Республики с точки зрения соответствия их целям государства, эффективности их достижения, компетентностному подходу и влиянию на качество».
- Бойко Е.В., специалист МОНиМП — «Оптимизация государственного финансирования жизненно-важных специальностей».
Участники семинара начнут совместную работу по поиску оптимизации государственной стандартизации и выработке понятий качества высшего образования и компетенций.