Причины агрессивного поведения детей в школах, грубого обращения со сверстниками, издевательства над животными выяснили психологи. А общественники в рамках проекта Фонда «Сорос — Кыргызстан» «Обеспечение доступа к информации, защита и продвижение прав несовершеннолетних и других уязвимых групп, попавших в сложную жизненную ситуацию» совместно с представителями служб безопасности школ выработали рекомендации по улучшению деятельности и повышению эффективности работы СБ и предотвращению различных форм правонарушений среди учеников.

Хронология резонансных происшествий с участием детей

Таласская область. В селе Кок-Кашат ученик 9-го класса, вымогая деньги у другого школьника, жестоко избил его. Но отец с матерью избитого мальчика «простили» рэкетира-подростка, когда родители последнего выплатили им компенсацию в размере тысячи сомов и живого барана.

Систематические избиения учеников и издевательства над ними со стороны старшеклассников привели к смерти одного из учеников средней школы в селе Кыргызстан (Бакай-Атинский район). Перед смертью мальчик успел рассказать матери (учительнице немецкого языка) об истинном предназначении так называемого мужсовета, созданного при школьном парламенте.

Мужсовет созывался еженедельно, и, по признаниям мальчика, только дважды ему удалось избежать побоев лишь потому, что на этих «заседаниях» обсуждались проблемы СПИДа (присутствовали врачи, девчонки). Все остальные «собрания» выливались в наказания за то, что ученики вовремя не платили «налоги». Впрочем, систематически в этой школе били и тех, кто платил, — так просто, для острастки, чтобы боялись.

Своего рода восстание учеников 9-10 классов против учеников 11-х классов, вспыхнувшее в центре села Кыргызстан, явилось первой серьезной реакцией на жестокое насилие. Но оно было спущено на тормозах самими правоохранительными органами с молчаливого согласия местных властей и администрации школы.

Талас. На территории школы номер два в самом областном центре один из старшеклассников на глазах нескольких подростков пырнул ножом в бедро другого ученика. По его словам, он вынужден был носить с собой холодное оружие, чтобы как-то защитить себя, так как незадолго до этого эти же подростки вымогали у него деньги и пытались избить. Годом раньше в селе Кок-Ой перед выпускным балом один из подростков ранил ножом учащегося 11-го класса, который скончался по дороге в больницу.

Что касается второй школы в Таласе, то о многом заставляет задуматься и происшествие 30 ноября прошлого года. Тогда двое сотрудников СБ были вынуждены голыми руками усмирять и разгонять вооруженную толпу из 40 подростков, которые выясняли отношения прямо на территории школы.

Напомним, в тот день около 20 учащихся сельхозтехникума, вооруженные дубинками, пришли на территорию школы. На встречу к ним вышли ученики 11-х классов, после чего началась самая настоящая бойня. Эсбэшники сразу же сообщили по мобильному телефону в ГОВД Таласа о возможной массовой драке и попросили помощи. Но милиционеры (здание находится в 300 метрах от школы) прибыли на место событий, как говорится, только к шапочному разбору. Да, тогда эсбэшники смогли предотвратить массовое кровопролитие. Но при таком подходе к делу со стороны милиции завтра им это уже вряд ли удастся.

Бишкек. Ученицы одной из столичных школ избили школьницу, сняв расправу на видео. Между тремя старшеклассницами произошла ссора, которая переросла в небольшую драку. Впрочем, две соплюшки, видимо, из жалости не стали в кровь истязать свою жертву. Но это с блеском сделала за них ученица другой школы, нанеся пострадавшей несколько серьезных ударов, в результате которых та получила сотрясение мозга и ушибы мягких тканей головы. Все скрупулезно было снято на мобильник, и это «кино» еще долго после драки ходило между «продвинутыми» учениками других школ Бишкека.

Кризис переходного периода

Это лишь несколько самых резонансных происшествий, которые наглядно демонстрируют рост агрессивности детей и подростков в школе, дома и на улице. Такая тенденция волнует не только кыргызское общество. Социологические опросы, проведенные в США, Канаде, России и Молдове, показали, что жители этих стран на первое место среди актуальных проблем ставят агрессивное поведение детей в школах.

Специалисты по детской психиатрии из Бишкека отмечают, что основными причинами формирования агрессивного поведения у детей являются социальный кризис переходного периода развития государства и резкое увеличение асоциальных семей в результате пьянства, бедности, безработицы. Агрессивность у детей возникает вследствие того, что они перенимают ее как модель поведения, наблюдая за действиями взрослых или других детей в микрокультурной среде. Снисходительное отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка и оставление таких случаев без внимания также приводит к формированию агрессивных черт личности.

Подражание, гены и гормоны

По мнению наших психологов, весомым фактором возникновения агрессии у детей также является созерцание насилия, как реального, так и снятого на кинопленку. Специалисты отмечают, что в повседневной жизни уберечь ребенка от модели агрессивного поведения достаточно сложно. Наглядное пособие ему демонстрируют каждый день в средствах массовой информации. Телевизор наряду с семейными драмами может закладывать негативную базу, программируя незрелый детский мозг на агрессивное поведение и активируя мысли, связанные с насилием.

На формирование агрессивного поведения влияет также наличие психических расстройств у детей. Согласно проведенным исследованиям, до 50 процентов индивидуальных различий агрессивности обусловлены генетическими факторами. Кроме того, на неадекватное поведение влияет уровень серотонина (нейромедиатора, «гормона счастья»). Именно снижение его уровня напрямую связано с импульсивным, антиобщественным и агрессивным поведением детей.

Личный пример давно не пример

Исправить агрессивное поведение у детей могут, конечно, прежде всего родители. Лучшим гарантом адекватного поведения является личный пример.

Многое в советское время делала и школа. Ныне в ней все изменилось. Учащиеся из богатых семей просто игнорируют замечания учителей, а сотрудников Службы безопасности и вовсе считают кем-то вроде холуев.

Как отмечают общественники, последние и сами зачастую не знают своих функций и прав. Они жалуются, что не получают копий договоров, заключенных с администрациями школ, что им недоплачивают, что милиция не реагирует на их сигналы, а учителя обращаются к ним как к своим подчиненным. Например, один учитель считает, что эсбэшник должен стоять возле туалета, и направляет его именно туда. А другой, проходя мимо, обязательно скажет: мол, зачем дежурить здесь, когда следует наводить порядок у входа. Именно так зачастую и происходит, если нет четких и строгих инструкций.

В том же Таласе, например, в настоящее время работают три организации, предоставляющие услуги секьюрити в общеобразовательных школах. По словам их руководителей, ученики полностью игнорируют замечания эсбэшников, а некоторые даже начинают угрожать — звонят по мобильникам высокопоставленным папам и мамам со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Увы, но у секьюрити нет даже доверительных отношений с учениками младших классов. По этой причине малыши не сообщают им о случившемся или о готовящемся инциденте в отношении них.

Службы безопасности в школах Таласа появились после случая школьного рэкета со смертельным исходом. Для оплаты работы сотрудников службы с родителей каждого ученика собираются взносы. Обычно весь процесс оплаты и сбора денежных средств проходит через директора при отсутствии какой-либо прозрачности.

Ни во что не ставят эсбэшников и некоторые родители. Они говорят, что их ребенка в школе вроде бы никто не обижает, а угрозы и вымогательства начинаются, как только дети выходят за пределы учебного заведения. Поэтому они и настаивают, чтобы эсбэшники провожали их чад до дома, забывая, что СБ работает только на территории школы, а за пределами в подобных случаях нужно нанимать личную охрану.

На вопрос, что же делать, можно ответить, что нужно в первую очередь добиться того, чтобы милиция наладила тесные контакты с эсбэшниками и оперативно реагировала на их звонки. Что касается статуса СБ, построения доверительных отношений с учениками и учителями школ, прозрачности распределения средств, собранных на содержание этой службы, то в успешных столичных гимназиях эти проблемы давно решены. А там, где этого еще не произошло, просто следует жестче ставить вопрос профессиональной пригодности представителей администраций школ.

Юрий ГРУЗДОВ.

11 февраля 2011 года, газета «МСН».