В планировании расходов и доходов государства, в реализации принятого бюджета общество должно принимать активное участие, требуя публикации и открытого доступа к информации. Есть положения законов об основных принципах бюджетного права и закона о финансово-экономических основах МСУ, требующие публикации бюджета, а также его открытого обсуждения. Эти же требования есть в Законе «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики». Дело граждан – потребовать от государства выполнения требований законов, а дело СМИ — проконтролировать этот процесс и сделать цифры бюджета прозрачными. Но не все стороны и не всегда дают ту информацию, которая нужна, а если и дают, то в красиво написанных технических отчетах простой журналист мало что поймет.
Для оказания содействия активному вовлечению журналистов в процесс освещения вопросов бюджетной прозрачности и подотчетности, как на информационном пространстве Кыргызстана, так и за его пределами, Пресс-клуб Кыргызской фондовой биржи при поддержке программы «Бюджетная прозрачность и подотчетность» реализовал проект по повышению потенциала журналистов по освещению бюджетных тем. В рамках проекта была организована бюджетная школа с использованием интерактивного метода обучения, в результате которой около 60 журналистов из Бишкека, Нарына, Таласа, Оша, Джалал-Абада и Баткена получили дополнительные знания и навыки по добыче, написанию и освещению информационных и аналитических материалов на бюджетные темы, а также проведению журналистских расследований.
Но одного лишь обучения для увеличения объемов и повышения качества бюджетной журналистики недостаточно. Необходимо было предоставить журналистам информационные поводы, для чего Пресс-клуб использовал свою технологию – пресс-сессии. Пять пресс-сессий, в которых приняли участие свыше 100 журналистов, были посвящены различным вопросам, так или иначе касающимся бюджета: проблемы прозрачности добывающих отраслей, прозрачности школьных бюджетов, прозрачность в сфере энергетики, бюджет Бишкека и местные бюджеты. Пресс-сессии дали журналистам «живой» материал, который они успешно интерпретировали с помощью полученных на тренинге знаний.
Дополнительно материалы, опубликованные по результатам проведенных мероприятий, были размещены на сайтах: www.budget.kg, www.energoforum.kg, www.eiti.kg. Пресс-клуб параллельно вел работу по наполнению содержания этих сайтов: с сентября 2010 года по апрель 2011 года на сайтах было размещено свыше 750 материалов.
Более 300 материалов, опубликованных по результатам пресс-сессий, участвовали в журналистском конкурсе «Бюджет – это деньги граждан». Для прозрачной, справедливой и профессиональной организации конкурса было разработано и распространено специальное Положение, в котором подробно описаны не только тематика, условия и призы конкурса, но и процедура принятия решения членами конкурсной комиссии. Особое внимание членов Конкурсной комиссии привлекло большое количество эфирных материалов (см. диаграмму), что нехарактерно для подобных мероприятий. По результатам конкурса 22 журналиста были определены победителями и призерами конкурса; на специальном мероприятии были вручены дипломы различных степеней и денежные вознаграждения. Лучшие материалы были размещены на указанных выше сайтах, а также на сайте Пресс-клуба КФБ.
Еще одним показателем успешности проекта можно рассматривать издание справочника по бюджету, содержащего в себе слова и словосочетания, наиболее часто используемых в журналистской среде в количестве 1000 экземпляров. Справочник был распространен среди ВУЗов, редакций и партнерских организаций со всей страны, и уже получены первые отзывы и отклики относительно содержания пособия.
Результаты проекта показывают, что выбранные механизмы – пресс-сессии и конкурс – оказались эффективными для привлечения внимания СМИ к вопросам бюджета. Пресс-сессии позволяют дать журналистам информационный повод для работы в широком понимании, экспертные мнения и оценки заинтересованных лиц.
Однако интересов журналистов бюджетной прозрачности пока не носит устойчивого характера и для закрепления результатов проекта рекомендуется его продолжение.
Айбек Толубаев, президент Кыргызской фондовой биржи, член Конкурсной комиссии: «Признаться, я не ожидал такого конкурсных количества материалов! Да и качество поданных материалов приятно удивило. Я помню материалы, которые я читал год назад. Между теми материалами и теми, которые я прочел среди рассмотренных мною материалов в этом году – огромная разница. Налицо качественно улучшение. И я как финансист и человек, который не понаслышке знает все эти дебри цифр, с гордостью признаю, что уровень журналистов вырос».
Ирина Байрамукова (на фото), корреспондент газеты «The Times of Central Asia», фотожурналист/соб.корр. Report.kg и Photo.kg, относительно недавно начала писать на экономические и финансовые темы и в диалоге на бюджетные темы чувствовала себя неуверенно. «Но благодаря тренингам Пресс-клуба я уже чувствую под собой твердую почву. Более того, мне уже довелось применить полученные знания в дискуссиях, где я также смогла использовать раздаточные материалы тренингов. Сейчас я уже могу четко и свободно формулировать вопросы о бюджете, и понимаю, когда специалист в этой области начинает говорить на своем, «бюджетном», языке. Благодаря вашим тренингам, я стала чаще задумываться: откуда правительство берет деньги и на что их тратит. То, что для меня было раньше абстрактным, постепенно становится понятным и реальным».