19 июля в гостинице «Ак Кеме» ОО «Инвестиционный круглый стол» организует Национальную конференцию по проблемам в электроэнергетическом комплексе Кыргызской Республики.
Мероприятие пройдет под эгидой Министерства энергетики Кыргызской Республики, Секретариата Совета по развитию бизнеса и инвестиций при Правительстве Кыргызской Республики при финансовой поддержке программы «Бюджетная прозрачность и подотчетность» Фонда «Сорос-Кыргызстан».
Цель проекта — выработка вариантных предложений для ответственных лиц в правительстве и парламенте по развитию электроэнергетического комплекса страны. Рекомендации подготовлены на основе анализа существующей ситуации в отрасли и применения наилучшей международной практики.
На конференции будут представлены результаты исследования – «Белая книга анализа политики», в котором будут рассматриваться проблемы электроэнергетического комплекса, возможные пути их решения и варианты его развития.
Согласно данным исследования корневыми причинами негативных симптомов развития электроэнергетического сектора являются проблемы регулирования электроэнергетики, связанных с ее монопольным положением, ненадлежащее корпоративное управление в электроэнергетических компаниях; зависимость электроэнергетики от взаимоотношения сторон региональной энергосистемы, несбалансированность тарифов на электроэнергию по категориям «экономическая необходимость» и «социальная целесообразность», неэффективность государственного управления электроэнергетикой и общественного контроля предприятий энергосектора.
«Разработка дальнейшей политики в энергетической отрасли должна базироваться на четком осознании того, что все программно-целевые и нормативно-правовые документы должны рассматривать все вышеуказанные причины, причем учитывать их взаимное влияние и последствия для развития сектора», — говорит директор ОО «Инвестиционный круглый стол» Рафкат Хасанов.
Разработчики документа, рассматривая различные сценарии развития электроэнергетического комплекса, предлагают следующее видение возможного позитивного развития ситуации в секторе:
1) инициатива совершенствования государственного управления должна быть продолжена, в частности в направлении реализации инициативы прозрачности в топливно-энергетическом комплексе. При этом необходимо осознавать существование внутреннего предела роста этой инициативы.
2) в среднесрочном периоде необходимо начать реализацию вариантов, в котором появляются зачатки неполного рынка. Однако рекомендуется сделать это не в форме исключительно приватизации, а через введение механизмов государственно-частного партнерства: в секторе для предпринимателей, желающих участвовать в управлении государственной собственностью, должны быть проведены открытые торги и соблюдены жесткие инвестиционные, тарифные и другие требования.
3) только после доказательственного, эффективного функционирования предприятий, основанных на принципах государственно-частного партнерства, можно начать процесс приватизации отдельных компаний сектора.