12 учеников (4 парня и 8 девушек) – волонтеры школьной медиации стоят полукругом. Парни в белых рубашках и черных галстуках, что придают им солидность, элегантность. Серьезная команда, видна хорошая подготовка, точные ответы словно «на пятерку». Иногда проскальзывает торопливость, желание успеть сказать самое важное.
В конце прошлой недели в Оше прошла третья игра брейн-ринг по теме медиации. На этот раз свои номера показали учащиеся школы-гимназии №17 им.Ю.Гагарина. Название команды – «Ынтымак». Ее участники дружно спели патриотическую песню о Родине.
Отвечая на вопросы ведущих игры Мирлана и Азирета, учащиеся отметили, что в их школе незначительное количество конфликтов, потому что работает медиация. В школе работает 60 учителей и 750 учеников. Она является одной из лучших в городе школ с кыргызским языком обучения.
На плакате был изображен яркий костер, а к нему движется пожарная машина. «Когда случается пожар, мы сразу звоним 101. Пожарники тушат огонь. Медиаторы гасят конфликт. Поэтому мы сравниваем понятие конфликт с огнем. А пожарников – с медиацией и медиаторами», — пояснила Эльнура.
Девятиклассники показали сценку – конфликт между учеником и учителем. Учительница ругала ученицу за то, что та опоздала на урок, без спроса молча прошла на свое место, слушала музыку в наушниках. Еще девочке досталось из-за отсутствия школьной формы. В сценке девочка ушла из класса. К сожалению, участники сценки не показали варианты решения этого вида конфликта, столь характерного для школ.
Участники говорили, что в школах обязательно нужна медиация. «Медиация способствует установлению мира», — сказала Гулиза.
Выступая, участники команды держали в руках маленькие флажки. У разных участников они были разных цветов: желтые, зеленые, красные, синие. Как пояснили сами ребята, флажки показывали независимость, свободу и многообразие.
Оценивали ответы и выступления ребят приглашенные старшеклассники из других школ. После вручения памятных подарков школьники ушли на закрытое обсуждение плюсов и минусов игры.
В середине марта ожидается итоговая игра с участием команд трех пилотных школ.
Руководитель Центра медиации при общественно-благотворительном фонде «Благодать» Юлдус Эгембердиева отметила, что в феврале в трех пилотных школах (№7,8,17) 1304 учеников прошли обучение навыкам медиации.
Тренер рассказала, что ученики школы №17 подготовили более сотни рисунков и более двух десятков сочинений на тему медиации, мира и дружбы.
Внедрение медиации проводит фонд «Благодать» при поддержке правовой программы Фонда «Сорос-Кыргызстан».
По материалам сайта www.advocacy.kg