24-28 апреля 2012 года в Бишкеке прошел тренинг для журналистов кыргызскоязычных и узбекоязычных печатных СМИ, радио и он-лайн изданий, организованный Школой миротворчества и медиа-технологий (School of Peacemaking and Media Technology) Общественного фонда «Сеть социальных медиаторов» при поддержке Фонда Сорос-Кыргызстан и Национального института продвижения демократии США (NED).
Обучение провели три профессиональных тренера: Ашот Меликян из Армении, Ариф Алиев из Азербайджана и Эран Френкель из США, имеющие богатый практический опыт и навыки построения миротворческого диалога через СМИ в конфликтогенных регионах. Техники основаны на опыте Южного Кавказа, где после нагорно-карабахского конфликта был успешно реализован совместный проект, а также на опыте Македонии (Балканы) по производству совместных репортажей в мультинациональных журналистских командах.
В течение пяти дней 15 молодых журналистов из Ошской, Жалалабатской и Баткенской областей, который прошли конкурсный отбор, обучались техникам работы с источниками информации в условиях конфликта и постконфликтный период, составили глоссарий наиболее широко распространенных стереотипов и клише, который стал настольной книгой для их последующей журналисткой деятельности.
«Я заметил неподдельный интерес у репортеров, когда мы работали над Глоссарием стереотипов,- говорит Ариф Алиев, медиа-тренер из Баку.- Открытое обсуждение кыргызских и узбекских журналистов привело к тому, что некоторые их стереотипы буквально разрушались на глазах! Наш тренинг, также стал площадкой для диалога между репортерами, которые до этого не имели подобного общения».
В рамках тренинга состоялось несколько дискуссий на темы межэтнических конфликтов в других регионах мира; был организован коллективный просмотр документального фильма о межэтническом вопросе Республики Кипр.
Под руководством Эрана Френкеля, медиа-тренера из США, участники прошли курс подготовки командных репортажей. Это новый подход для местной журналистики, когда группа репортеров из кыргызскоязычных и узбекоязычных СМИ работает над одной темой, анализирует проблему, проводит интервью всех сторон конфликта, в результате чего получается сбалансированный продукт. Подготовка учебных репортажей сопровождалась выездом на практическое занятие для сбора информации и презентацией готовых материалов.
«Кыргызские и узбекские журналисты смогли окунуться в среду, посетить в Бишкеке местные общины и написали много историй,- говорит Эран Френкель. — Вдохновляет то, что репортеры смогли найти точки соприкосновения и вместе попытаться написать материал на чувствительную тему».
Основные тренинговые материалы для медиа-программы Школы были разработаны тренерами после предварительного мониторинга группой проекта контента кыргызскоязычной, узбекскоязычной и русскоязычной прессы Кыргызстана на предмет наличия в ней стереотипов и клише, возбуждения вражды, а также анкетирования экспертов. Был организован синхронный перевод на государственный язык.
В программе Школы проведение еще нескольких подобных тренингов в этом году.
О проекте:
Проект «Школа миротворчества и медиа-технологий» направлен на разработку механизмов по поддержанию и сохранению мира через масс-медиа, обучение и развитие деятельности по предотвращению эскалации конфликтов в южном Кыргызстане и Ферганской долине.
Многоуровневая подготовка в Школе предусматривает проведение тренингов по инструментам поддержания мира через СМИ, создание диалогов между различными этническими группами, развитие СМИ для национальных меньшинств, обучение техникам кризисных коммуникаций активистов и правозащитников из разных этнических групп. Школа организована при содействии Национального фонда продвижения демократии (NED) и Программы «Поддержка СМИ» Фонда «Сорос-Кыргызстан».
***
Камилла Асыранкулова
Программный ассистент Школы миротворчества и медиа-технологий
720010, Кыргызская Республика, г. Бишкек, пр. Манаса, 101/1
Тел: +996 312 694015, 694016, моб: +996 700 993786
Email: peacemakingschool@gmail.com, camilla.asyrankulova@safe-mail.net
Ссылка на сайт: www.ca-mediators.net