С 24 по 27 июня на базе пансионата «Арсланбоб» (Джалал-Абадская область, с.Арлсанбоб) состоялась Первая ассамблея школьных парламентов (АШП) южных областей республики, в которой приняли участие более 80 человек: учащиеся и директора школ, представители местного самоуправления, неправительственных организаций и донорского сообщества. По итогам первой ассамблеи 10 проектов социальной направленности на общую сумму 8795 долларов США получили финансовую поддержку в рамках проекта «Школа – центр консолидации общества».
Школы | Название проекта | Бюджет |
СШ им. Абдуваитова, г. Ноокат | Маалымдуулук — акыйкат озогу | $992 |
ОК Илим г.Ош | Приходи во двор, поиграем | $802 |
СШЛ № 14 им.Давлесова, г.Джалал-Абад | Буратино — куурчак театры-проекти | $938 |
СШ№4 им.Навои , с.Базар-Курган | Искусство — жаш таланттар ачкычы | $792 |
СШ№2 им.С.Ногоевой, с.Масы Ноокенского района | Счастливые дети танцуют вместе | $798 |
СШ№29 им.Мырзаходжаева, с.Масы, Ноокенского района | Спорт — путь к здоровью и содружеству | $735 |
СШ Тайлан, с.Тайлан Лейлекского района | Биз достукту бекемдейбиз | $787 |
СШ №39, г.Ош | Дружба народов | $991 |
СШ №82 им.Эшматова, с.Монок Карасуйского района | Маданий борбор | $1000 |
№69 им.Ч.Айтматова, с.Нариман Карасуйского района | Давайте друзья, поделимся знанием и опытом | $ 960 |
АШП проводит Фонд поддержки образовательных инициатив (ФПОИ) в рамках молодежных инициатив, направленных на развитие школьного соуправления в 15-ти пилотных школах Баткенской, Ошской и Джалал-Абадской областей, в сотрудничестве с Министерством образования и науки Кыргызской Республики и при финансовой поддержке Фонда «Сорос — Кыргызстан», Фонда Услуг Развития Лихтенштейн (LED)
Ассамблея школьных парламентов (АШП) призвана осуществлять межшкольное сотрудничество в разрешении общественно значимых проблем через эффективное взаимодействие школьных парламентов, представляющих интересы учащихся, педагогического и родительского коллективов школ и местного сообщества на основе уважения принципа равноправия. Алтынбек Алимбеков ученик школы №2 им С Ногоевой (с.Масы, Джалал-Абадская область) по итогам проведенных выборов во время мероприятия стал спикером школьного парламента. Он считает, что законотворчество с одной стороны — очень интересный процесс, с другой – сложный, так как много споров среди депутатов по тому или иному вопросу. «Мы будем дальше продвигать деятельность школьных парламентов на местном уровне и держать связь со всеми депутатами 15 школ», — говорит он.
На первой АШП учащиеся-депутаты школьных парламентов разработали и утвердили рамочные документы и нормативно-правовые акты, регламентирующие работу школьного парламента. Приглашенные эксперты провели мастер-классы для учащихся по темам: выборы, сотрудничество школы и местного самоуправления, парламентская риторика и этикет, школьное самоуправление, правовые основы функционирования Парламента и Правительства и написание проектов. Для директоров школ были проведены тренинги «Демократизация школьного управления» и «Управление многообразием».
«Наверное, непросто за два дня из простого школьника стать депутатом парламента. Для того чтобы это сделать нужно очень много работать. Мы очень надеемся, что те знания, которые вы получили в рамках ассамблеи, будут потенциалом для дальнейшего развития, и вы станете активными членами своих сообществ. Приехав домой, пережив школьные каникулы и начав работу, вы по-новому будете воспринимать такие слова как закон и законотворчество, будете по-новому понимать отношения между людьми. Чтобы люди в вашем классе, в школе, в семье, в городе, в нашей стране на самом деле жили по законам и научились жить по законам, а вы научитесь эти законы составлять и писать. На вас лежит большая ответственность, мы хотим, чтобы законы принятые вами, на самом деле работали», — сказал в своей заключительной речи школьным депутатам руководитель Фонда поддержки образовательных инициатив Александр Иванов.
«Мы надеемся, что центром консолидации общин выступит школа, которая будет не только обучать молодежь принципам добрососедства и проживания, но также предоставлять молодым людям возможность на практике вносить свой вклад в построение мира в своих сообществах», — говорит координатор программы «Образовательная реформа» Фонда «Сорос-Кыргызстан» Назира Турарова, участвовавшая в отборе проектных идей.
По итогам ассамблеи была принята резолюция и предварительная повестка на Вторую ассамблею Школьных Парламентов: принятие символики Ассамблеи Школьных Парламентов, внесение поправок в действующие нормативно-правовые акты разаботка дополнительных необходимых документов, формирование и начало работы постоянных комитетов АШП, разработка информационной политики, повышение квалификации делегатов Ассамблеи в области разработки законопроектов, технологии принятия решений, совместной разработки проектов (с участием всех заинтересованных сторон), утверждение социально-полезных проектов, обмен опытом работы Школьных Парламентов в течение года.