Президент предложил отсрочить введение независимой аккредитации вузов
В комитет ЖК по образованию, науке, культуре и спорту поступило возражение президента по некоторым статьям Закона “Об аккредитации вузов”. Напомним, депутаты комитета поддержали законопроект о внесении изменений в Закон “Об образовании”, где вводится понятие “независимая аккредитация”.
В прошлом году благодаря проекту Фонда “Сорос — Кыргызстан” и Ассоциации учреждений образования EdNet Кыргызский экономический (КЭУ) и Ошский государственный университеты первые из вузов республики прошли пилотную независимую международную аккредитацию.
Полностью перейти на независимую аккредитацию планировалось в сентябре нынешнего года. Однако президент счел это слишком поспешным шагом и предложил перейти на независимый аудит высших учебных заведений в 2015 году.
— Возражение президента стало для нас неожиданностью, — говорит член комитета, депутат от фракции “Ата Мекен” Наталья Никитенко. — Была проделана большая работа, уже более пяти лет многие наши вузы работают по системе гарантии качества, и некоторые уже прошли международную аккредитацию. Хотя отрадно, что никаких концептуальных возражений со стороны президента не последовало. Речь идет лишь о сроках внедрения механизма независимой аккредитации и некоторых технических замечаниях, которые легко устранимы.
Президент предлагает в течение двух лет практиковать и государственную, и независимую аккредитацию, а потом уже полностью перейти на обязательную аккредитацию, которую будут проводить независимые агентства. За ними закрепляется право разработки методологии и выдачи документов. Государство же в лице Министерства образования и науки должно формировать образовательную политику. Представители министерства также участвуют в работе Национального аккредитационного совета.
По регламенту у депутатов есть три варианта: согласиться с возражением президента, отклонить его (для этого необходимо набрать 85 голосов) либо создать согласованную группу. По словам Натальи Никитенко, многие депутаты склоняются к третьему варианту.
— В случае если будет сформирована комиссия, в нее войдут депутаты, представители правительства и президента. Попробуем переубедить их, что вузовская система уже готова к переходу на независимый аудит. Если нет, то будем искать компромиссное решение, — резюмировала Наталья Никитенко.
В нынешнем году желание пройти независимую аккредитацию изъявили Юридическая академия и КГУСТА.
— Помимо прочего, международная аккредитация позволяет оценить, насколько благоприятна атмосфера в вузе прежде всего для студентов и преподавателей. Насколько свободно они могут высказывать мнение, развивать свои способности. Есть ли возможность у педагогов повышать квалификацию и налажена ли в вузе связь между преподавателями и студентами. Мы постарались эти нюансы учесть и, чтобы оценка была объективной, пригласили в качестве экспертов представителей бизнеса, академсреды, студентов и преподавателей.
В настоящий момент мы ведем переговоры с Восточно–Европейской ассоциацией по гарантии качества, аккредитационными агентствами Нидерландов, Венгрии, Испании. Наша основная цель — чтобы аккредитация действительно являлась гарантом качества предоставления образовательных услуг. Чтобы критерии отражали реальность местного рынка, повышали конкурентоспособность вузов и в то же время соответствовали европейским стандартам.
взгляд изнутри
Какен БЕРДИБАЕВА, проректор по учебно–методическим инновациям КЭУ:
— Наш университет в 2003–м одним из первых перешел на Болонскую систему. Поэтому преподаватели привыкли к новациям и с энтузиазмом восприняли идею о том, чтобы пройти международную аккредитацию. Ведь она подтверждает, что вуз располагает всеми необходимыми учебными ресурсами и предоставляет студентам возможность извлекать максимальную пользу из академических и внеаудиторных программ. А когда есть общая цель, то укрепляется корпоративный дух университета, появляются группы единомышленников, сообща решаются все вопросы.
Наш вуз в течение трех лет был участником этого международного проекта. За данное время мы провели проверку всей нашей работы: целей, задач, структуры управления, системы повышения квалификации. Внесли изменения в организацию учебного процесса. И нам необходимо было узнать, правильно ли мы поступаем.
Одно из требований проекта — внедрение модели EFQM. Она была изначально разработана для предприятий, а потом адаптирована для вузов. Многие европейские вузы придерживаются этой модели. В процессе аккредитации мы получили много полезных консультаций и советов. Теперь намерены пройти аккредитацию в других агентствах, это повышает престиж программы. На очереди — “Коммерция” и магистерская программа по направлению “Экономика”. Когда мы развиваем партнерские связи, то упоминаем о том, что прошли международную аккредитацию.
Кстати, независимый аудит позволит сформировать рейтинг вузов. В Кыргызстане на сегодняшний день нет единого рейтинга, каждый вуз считает себя продвинутым.
Валентин ДЕЙЧМАН, директор программы “Образовательная реформа” Фонда “Сорос — Кыргызстан”:
— Мы содействуем созданию площадки, где заинтересованные стороны — МОиН, вузы, работодатели, экспертное сообщество — имеют возможность высказать мнение о качестве образования и о том, как его обеспечить. Международная аккредитация позволяет вузам перейти на новый формат работы, когда продукт, который они производят, оценивают внешние аудиторы. Существует гипотеза, что такие инструменты будут стимулировать вузы к самосовершенствованию и работе над ошибками, изменят менеджмент качества образования внутри вуза. И есть все основания полагать, что так и будет.
Открытие авторитетных аккредитационных агентств, которые станут проводить независимую экспертизу, позволит нам войти в единое образовательное пространство. А значит, в ближайшей перспективе можно ожидать упрощения процедуры нострификации дипломов, ведь обучение будет вестись по аккредитованным программам. Кроме того, новый подход к качеству образования откроет доступ к международному рынку труда. Россия и Казахстан тоже двигаются в данном направлении, и, если наша страна будет отставать от общих тенденций, это чревато серьезными потерями, в том числе имиджевыми. В данный момент происходит смена образовательной парадигмы — от знаниевой к компетентностной, когда выпускник вуза способен решать социально значимые проблемы. И независимые аккредитационные агентства при оценке деятельности учебного заведения учитывают этот важный критерий.
Амалия БЕНЛИЯН.
газета «Вечерний Бишкек», 13 февраля 2013 года