Фонд «Сорос — Кыргызстан» уже на протяжении нескольких лет реализует программу «Академическое развитие». Ее цель — остановить в Кыргызстане утечку мозгов.
Перспективным молодым преподавателям, получившим диплом в престижных западных университетах и решившим вернуться на родину, создаются все условия для успешной научной карьеры.
Однако скоро программа заканчивается. Не случится ли так, что продвинутые подопечные фонда снова уедут за рубеж в поисках места под солнцем? Об этом наш разговор с директором программы “Академическое развитие” фонда “Открытое общество” Георгием ШАРВАШИДЗЕ.


Вернись с ответом

— Программа поддержки молодых кадров, окончивших вузы за рубежом, в Кыргызстане завершается. Кто примет эстафету и, соответственно, будет дальше поддерживать этих выпускников?
— Да, цели и география данной программы меняются, теперь мы будем работать в странах, которые больше нуждаются в такого рода поддержке, чем государства бывшего Советского Союза. В плане закрепления перспективных молодых специалистов есть много программ в СНГ. Например, известный проект “Болашак” в Казахстане, президентская программа поддержки молодых кадров в Азербайджане, Грузии, стипендиальные программы в Армении, России.
Однако когда мы проанализировали статистику возврата, оказалось, что коэффициент в некоторых странах очень низкий. Например, у Армении многочисленная диаспора в Америке, странах Европы, где талантливых соотечественников, приехавших на учебу, сразу пристраивают на работу в престижное место, и им уже нет резона возвращаться на родину. Поэтому на данный момент в государственном секторе Армении большая проблема с молодыми кадрами. Механизм возврата во многих странах не отработан, и почти нет доноров, которые этим занимаются.

— А в какой стране высокий процент академических “возвращенцев”?
— Можно сказать, что чемпион по возвращаемости — Монголия. Государство там ведет очень грамотную кадровую политику, и выпускникам, которые оканчивают вузы за границей и возвращаются, гарантированы рабочие места, приличный оклад и карьерный рост.

— А в Кыргызстане какая статистика?
— Могу сказать, что ваша республика не на самом последнем месте. В Кыргызстане около 70 человек изъявили желание вернуться на родину. Это обнадеживающий результат. Поэтому надо обязательно продолжать эту работу. Но у вас идет большой отток талантливой молодежи в связи с нестабильной политической ситуацией. Наша программа помогла многим вузовским кафедрам начать думать стратегически и планировать будущее на годы вперед. Они наконец–то начали активную переписку со своими выпускниками, которые в данное время находятся за рубежом. Пытаются уже сейчас заинтересовать их вернуться после учебы на родину, потому что им будут созданы все условия для нормальной работы.

— И выпускники западных вузов соглашаются работать в университетах?
— Практически все молодые ученые трудоустраиваются в вузах. Это стратегически правильное решение, оно имеет множественный эффект. Во–первых, человек из академической среды возвращается в свою стихию, во–вторых, таким образом создаются в вузах научные школы. Гуманитарные науки после распада СССР практически не развивались. Никто профессионально не занимался социологией, социальная работа вообще отсутствовала. Не говоря уже о междисциплинарных программах, таких, как гендер, например.
В Кыргызстане мы открыли направление “Антропология”. Это наука, которая рассматривает человека, культуру и общество в многообразных проявлениях. Своего рода симбиоз антропологии и этнологии. Эту дисциплину впервые стали преподавать в Американском университете в Центральной Азии. И сейчас в АУЦА уже есть серьезные ученые в этой области, они могут работать во многих университетах мира.
Такую сравнительно новую дисциплину, как “Социальная работа”, при нашей поддержке стали преподавать в вузах Грузии, Азербайджана. Дисциплина “Культурная антропология” появилась в университетах Монголии. Мы также поддерживаем в университетах–партнерах программу “Международные отношения”. Раньше этот предмет преподавался с идеологическим и политическим уклоном, поэтому как таковая наука не изучалась.
Кроме того, с кафедрами, которые вовлечены в наш проект, работают международные кураторы — именитые профессора из престижных западных университетов. Таким образом в учебный процесс внедряются современные методики преподавания, а значит, повышается и научный потенциал кафедр. Для наших стипендиатов раз в год мы устраиваем так называемые дисциплинарные встречи. В нынешнем году они проходили в Бишкеке и в Стамбуле.

Иначе тупик

— Вы так и не сказали, кто же станет преемником этой программы, когда Фонд “Сороса” прекратит ее финансирование?
— Эта программа стратегически очень важная, а главное, она не такая дорогая, как может показаться. Даже небогатые страны вполне могут ее потянуть. Этим должны заниматься правительство и местные доноры. Я знаю, что во многих государствах, в том числе в Кыргызстане, высшее образование не на первом месте, в приоритете развитие дошкольного и школьного образования. Но надо понимать, что без сильной высшей школы нет никакого развития. Я сам выходец из государственного сектора, в Грузии много лет работал в сфере образования и понимаю, что основной упор всегда делается на школы, детсады. Но высшее образование стратегически важно для государства. Если не создать конкурентную среду внутри страны, то утечка мозгов увеличится, не будет экономического развития. Это тупиковый путь.

— На ваш взгляд, готово наше правительство поддерживать подобные инициативы?
— Я еще раз подчеркиваю: на это требуются не великие деньги. Зато если не принять адекватных мер, страна потеряет миллионы, поскольку будет происходить отток капиталов. Более состоятельные кыргызстанцы станут отправлять детей за рубеж, а те будут всячески пытаться там остаться. Самые талантливые и продвинутые ребята всегда нарасхват, и надо создавать условия, чтобы они возвращались. Образование — это тот сегмент рынка, который развивается очень быстрыми темпами. Но этот рынок еще не совсем освоен. Глобализация — это хорошо, но она несет и угрозу: если не быть в струе, можно оказаться на обочине.
Мы ищем спонсоров среди государственных, частных и международных организаций, которые в этом заинтересованы. Встречались с министром образования и науки Канатом Садыковым, он понимает важность программы и готов содействовать ее продвижению. Тем более Кыргызстан стал частью Болонского процесса, и положение, так сказать, обязывает. Будем также вести переговоры и с другими донорами, чьи проекты нацелены на поддержку интеллектуальных ресурсов.
В Грузии, Армении и Азербайджане мы уже договорились о поддержке этой программы с государственными и неправительственными организациями. Многие откликнулись на наш призыв, потому что никто этим раньше не занимался. Надеюсь, и в Кыргызстане найдутся такие.

  • к истокам
    Региональная программа академического развития (Academic Fellowship Program) — совместный проект Программы поддержки высшего образования фондов Открытого общества — Будапешт и “Сорос — Кыргызстан”.
    Программа начала работу в 2004 году, ее цель — помочь в создании академических сообществ на местном, региональном и мировом уровнях. Программа поддерживает талантливых и перспективных преподавателей, обучавшихся за границей, чтобы они вернулись работать на родину. Фонд “Сорос — Кыргызстан” выплачивает им стипендию, дает возможность участвовать в международных конференциях, а также публиковать свои научные работы в авторитетных западных изданиях, признанных во всем мире.
  • мзду — в узду

    Ученым можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан
    — У нас много говорят об удачном опыте Грузии в борьбе с коррупцией. Тот факт, что мздоимцев ликвидировали, стал стимулом для молодежи идти работать на госслужбу?
    — Несомненно. Грузия всегда была лидером по коррумпированности. Сейчас коррупции на бытовом уровне нет. Может, в высших эшелонах власти она присутствует, но не прощупывается. По крайней мере, полиция, суды, прокуратура очищены от коррупционеров, и в вузах и школах тоже все чисто.
    Мое мнение: в борьбе с коррупцией должно быть заинтересовано не только государство, но и гражданское общество. Улучшение образования, борьба с коррупцией — это общенациональное дело. Оно нелегкое и дорого обходится, но в долгосрочной перспективе играет позитивную роль в развитии бизнеса, оживлении экономики. Сейчас Грузия в рейтинге Всемирного банка Douing Business занимает 11–е место, хотя еще несколько лет назад страна плелась в хвосте. Получается, что нивелирование коррупции на разных уровнях помогает развитию. И знаете, что удивительно: люди быстро принимают новые правила игры, считая, что так и должно быть. Они уже сами не захотят вернуться в прежнюю жизнь. Но путь этот долгий и сложный.
    В образовании коррупция была тотальная. У нас существовало 275 (!) вузов, которые продавали дипломы налево и направо, не было никакого контроля над качеством обучения. Сейчас осталось около 50 вузов — государственных и частных, и появились службы, которые занимаются независимой аккредитацией и оценкой учебных программ. Вузы не принимают участия в отборе абитуриентов, они сдают компьютеризированный экзамен в специальном тестовом центре, который не подчиняется Министерству образования. В будущем правительство намеревается придать этому центру полностью независимый статус.
    — Кстати, Кыргызстан — единственная страна в СНГ, где общереспубликанское тестирование для приема в вузы проводит независимая организация — Центр оценки в образовании и методов обучения. Им удалось полностью нейтрализовать коррупцию при сдаче вступительных тестов. Но некоторым депутатам это стало мешать, потому что их дети не набирали достаточно баллов и не могли поступать на бюджетные отделения вузов. Теперь в ЖК лоббируют вопрос о том, чтобы право проводить вступительные экзамены вернули государству. Парадокс, не правда ли?
    — Увы, это типичная ситуация. Выход здесь один: университеты должны быть заинтересованы, чтобы туда поступали действительно подготовленные студенты, а не те, чьи родители смогли купить квоту. Недавно я разговаривал с ректором одного крупного вуза, он хвалился: “Мой университет дает качественное образование, у меня есть 100 студентов, которые могут учиться в любом университете Европы”. Я спросил: “А сколько всего студентов?”. Он ответил: 25 тысяч…
    В Грузии был период, когда университеты росли как грибы после дождя. Все дело в том, что парламент тогда принял закон о воинской службе, согласно которому студенты и государственных, и частных вузов освобождались от армии. И тут же там и сям стали открывать университеты. Если раньше взятки давали военкому, то теперь платили ректору и покупали диплом. А социально это очень опасно, когда у человека есть диплом, знаний ноль, а амбиции зашкаливают.
    Социальный заказ должен быть именно на знания, а не на “корочку”. Но наш совковый менталитет таков: ученым можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан. Фишка была в том, что это социальная гарантия на будущее, со степенью ученого свои 120 рублей пенсии такой “доцент” всегда имел. Но сейчас у нас рынок, конкуренция, нужны знания, умения и навыки, а не пустые “корочки”. Культурные реформы всегда сложно проводить, это режет по–живому.
    Все удачные образовательные реформы проводились не одним только правительством. В Новой Зеландии, например, премьер–министр и лидер оппозиции в прямом эфире объясняли людям, зачем нужна реформа и как ее собираются проводить. И даже если власть в стране поменяется, на сфере образования это никак не отразится, потому что есть единый курс, который все приняли.

  • www
    Программа Фонда “Сорос — Кыргызстан” предоставляет виртуальную платформу, где их подопечные имеют возможность публиковать свои исследования, получать комментарии и отзывы от своих коллег из разных стран. Молодые преподаватели также имеют бесплатный доступ к всемирной библиотеке — это глобальная научная база данных, где содержится информация о международных исследованиях по различным отраслям знаний.

Амалия БЕНЛИЯН.
Фото Тынымгуль ЭШИЕВОЙ.

Газета «Вечерний Бишкек», 10 мая 2013 года