C прошлого года в рамках проекта “Все мы разные, но равные”  Образовательной программы Фонда «Сорос-Кыргызстан» ОФ «Айжан» в детском общинном саду ”Кулунчак” в селе Карабак Баткенской области  открыл возможности для обучения детей с особыми нуждами. Сейчас  детский сад посещают 130 детей, из них  — 7 детей с особыми нуждами.

”Кулунчак” дает возможность развивать способности детей с ограниченными возможностями наравне с их сверстниками.

В дошкольном учреждении созданы  надлежащие условия для инклюзивного образования, сотрудниками проекта были  закуплены  оборудование и мебель, созданы кружки для развития творчества.

Участие детей в  мероприятиях является одним из  важных элементов социальной адаптации, позволяющей ребенку повысить самооценку, понять свою значимость.  Данный проект обеспечивает доступность, равенство возможностей, свободу самовыражения для детей.

Проведенные мероприятия в рамках проекта способствовали повышению потенциала воспитателей и  родителей, их активности в образовательном процессе и  расширению социального  партнерства с заинтересованными структурами.

Предлагаем вашему вниманию  прочитать историю Адины, воспитанницы детского сада .

«Адине всего 4 года и живет она в селе Карабак, она ходит в детский садик “Кулунчак”, что  в переводе с кыргызского означает “жеребенок”. Адина — самый младший ребенок в семье, у нее 2 братьев и 2 сестры. Она была очень желанным ребенком,  но приговор врачей был неумолим: Адина  родилась со слабым зрением. Она росла обычным ребенком, только очень сторонилась сверстников, боялась, что будут дразнить. И часто родителям приходилось просить старших братьев и сестер поиграть с Адиной.

Однажды мама Адины Кайриниса, разговаривая с соседками, узнала очень хорошую новость — в селе открывают новый детский сад и туда могут ходить дети с особыми нуждами вместе со здоровыми детьми.  Она поспешила поделиться новостью с мужем. А он задал вопрос: “Ты уверена, что Адиночке там будет хорошо, а если как сейчас, будут дразнить, обижать?”   Кайриниса долго сомневалась, но потом все-таки решила, что ее дочь будет ходить в детский сад.

Тайком от мужа она встретилась с работниками детского сада, обошла все комнаты, поговорила с другими родителями, дети которых тоже имеют особые нужды,  и еще больше убедилась, что ее Адине здесь будет комфортно. А как ей понравилась гостеприимная атмосфера, столько тепла и уюта для детишек!

 И вот этот долгожданный день настал!   Адина, взявшись за руки с мамой,  переступила порог детского сада и растерялась!  А тут Канышай-эже, Жибек-эже, Хамида-эже — такие внимательные, а какие девочки и мальчики! Все пришли с мамами, папами  и даже с бабушками.

Почти пол дня мама провела с Адиной в садике, знакомились, играли, рассказывали друг другу о себе и семьях.

 Когда возвращались домой, Адина все время спрашивала у мамы: “Мамочка, а завтра мы опять в садик, только честно? Я уже нашла себе подружек, их зовут Дилорам, Нуркыз. Поделились впечатлениями с папой. Он был очень удивлен, ведь Адина всегда сторонилась сверстников, но тоже очень обрадовался.

А утром раньше всех проснулась Адина и давай теребить маму: “Мамочка, мы опоздаем, давай быстрей!” И так каждый день. Из садика бежит вся в впечатлениях, рассказывает все взахлеб: что пели, какие смотрели мультики, слушали сказки, что мастерили.

А когда в садике были открыты кружки по интересам, Адина выбрала кружок рисования. По словам руководителя кружка Н. Салиева у Адины очень тонкий вкус. Несмотря на то, что она слабо видит, она старается самостоятельно рисовать, а рисунки дарит папе, маме, своим сестрам.

 А еще Адина “почемучка”. Она задает такие интересные вопросы. Например: “Агай, а почему трава зеленая, а не красная?” И попробуй найди ответ.

Когда в садике был проведен День открытых дверей — ярмарка кружков, родители имели возможность ознакомиться с работами детей. Каждый ребенок показывал то, что он сделал своими руками. И тут  Адина показала свои  рисунки. Мама была на седьмом небе от счастья.  Ее девочка делает первые удачные шаги.

Родители мечтают вылечить Адиночку и очень надеются, что врачи вернут ей зрение. А Адина хочет стать художником, мы все этого хотим. А Кайринисе –маме Адины очень помогли тренинги по инклюзивному образованию, которые она прошла в рамках проекта.

IMG_3496