В этом году я познакомилась с Александром Тумановым благодаря его деятельности в движении открытых образовательных ресурсов в Кыргызстане.
Представляя сегодняшнего собеседника нельзя не упомянуть, что он:
- веб-продюсер, который занимается созданием и развитием интернет-проектов и программного обеспечения
- активный участник Коалиции открытых образовательных ресурсов (ООР)
- преподает программирование по экспериментальной программе в первом классе в школе «Эврика»
- посещает он-лайн курсы и охотно участвует в общественных инициативах
- был в команде организаторов Иссык-Кульского марафона в качестве фотографа–волонтера
- представил репозиторий открытых образовательных ресурсов и получил награду за проект www.tili.kg вместе с Саматом Жукешовым, Нурланом Турдалиевым в номинации «Лучший социальный проект» на КИТ-форуме 2015
О том, как развивается этот и другие его проекты, он поделился со мной в интервью по Skype.
О награде
Приятно, конечно, получать признание. Мы презентовали проект на КИТ-форуме в 2012 году. Мы думали, что много лет прошло, сайт уже давно работает и будут выбирать из новых проектов последних лет. Поэтому награда стала сюрпризом. Но также это обстоятельство свидетельствует о том, что было мало социальных проектов за последнее время, или, если они есть, то хромает маркетинг, о них просто не знают. Тем, кто их делает, нужно заявлять о себе. Хорошо, если будет больше социальных проектов для общественного блага.
О сотрудничестве
Несколько лет назад, когда мы представили проект, было много положительных отзывов и оказалось, что проект был нужен и до сих пор им активно пользуются. Что касается расширения и сотрудничества, то в основном помощь предлагали в виде советов, просьб и рекомендаций по сайту. После презентации стали работать с несколькими командами и познакомились с людьми, которые работают в смежной тематике, но оказалось немногие готовы тратить свое личное время на социальные проекты.
Что касается Комиссии по госязыку, то они также положительно встретили проект. Приглашали на конференции, где мы выступали с докладами. Сотрудничество дало новые знакомства и контакты – что очень хорошо, но материалов для сайта мы не нашли. Но это проблема не конференций, а проблема контента. Потому что у этих книг есть авторы и без их разрешения мы не сможем выкладывать материалы. Вроде все говорят, что-то надо делать, но книги принадлежат авторам и не все готовы размещать в сети.
Мы также встречались с разработчиками курсов, учителями, но проблема в том, что многим учителям мало платят, многие из них работают дополнительно репетиторами, и у них нет времени для волонтерства. В этом году хочу сотрудничать с педагогическими университетами КГУ им.Арабаева и БГУ.
О tili.kg
Проект www.tili.kg — уже полноценно работающий проект в котором есть архив книг, видео, аудио материалов, а самое главное — есть удобный для использования и изучения словарь, доступный как через браузер, так и в виде приложения на смартфонах. Появился ряд новых идей по созданию разговорников, базовых словарей, фраз, которые часто используются. В планах много идей, и к следующем учебному году мы постараемся их реализовать. Сейчас проект больше развивается в технологическом русле. Мы разработали ряд приложений для смартфонов на базе Android и IOS, сделали расширение для браузера Chrome. Мы уже сделали новый раздел с первыми 200 кыргызскими словами, часто употребляемыми в речи. От грамматики и скучного изучения правил в сторону интересного изучения слов и сосредоточения на разговорных темах и стимулировании развития навыков разговора и общения.
Исходя их моего опыта изучения языков, мне кажется, сейчас их преподают неверно по ряду причин. Надо учить говорить и начинать с малого, с того, что люди могут использовать в повседневной жизни. Очень много времени тратится на обучение в школах, университетах и детских садах, а результаты очень слабые.
Программа с базовыми словами рассчитана для тех, кто изучает кыргызский как иностранный язык. Цель — поменять представление как надо учить язык как второй язык. Сейчас популярно обучение через игры и мы пытаемся сделать процесс изучения и запоминания интересным и похожим на игру. Здесь будет принцип запоминания слов базирующийся на новых исследованиях по работе мозга и новых техник по изучению языков. Сначала слова, потом фразы, потом изучение языковых шаблонов. Для носителей языка, этнических кыргызов, конечно же, нужна другая методика и программа.
Минобразования разработало новые стандарты для преподавания, но многие учителя до сих пор учат по старым методикам; они не знакомы с новыми требованиями и инструментами, а это есть в интернете и можно использовать в работе. Мы будем искать волонтеров в вузах, которые могли бы помочь в формировании программ. Хотим также раздел «Курсы кыргызского языка» сделать доступным и простым, а главное — эффективным. Сейчас у нас нет материалов для того что бы сделать новый раздел с новой учебной программой. Технически мы все сделали, но у нас нет контента для размещения. До осени попробуем сделать ряд новых инструментов и запустим новые сервисы.
Сейчас статистика сайта такова: в день просматривается 10 000 — 11 000 страниц, 1500 уникальных посетителей, 2000 визитов в день. Суммарно более 30 000 пользователей пользуются приложением на смартфонах, а всего установок на смартфоны было более 150 000.
Согласно кыргызстанскому счетчику популярности сайтов, наш сайт занимает 60 место. В стратегических планах мы хотим www.tili.kg развивать как платформу, которая может помочь изучать и другие языки кыргызоязычным пользователям. Открытых образовательных ресурсов на кыргызском немного, самим разрабатывать тяжело. Проект пока живет на энтузиазме: команда, если есть время, что-то делает, добавляет, улучшает.
В этом году компания Goggle отобрала наш проект для участия в своём проекте «Помощь старт-апам». Нам помогают консультациями, выделили серверы, тестировщиков, предоставили возможность бесплатно обучаться на своих курсах. Это хорошее подспорье для дальнейшего развития проекта.
Перспективы открытых образовательных ресурсов
Работая в этом направлении, я уже набрал опыт, участвуя в различных мероприятиях и конференциях. Открытость касается не только образования, это принцип должен работать и в других направлениях, ведь не все делается ради коммерческой выгоды. В этом году мы разработали национальный репозиторий открытых образовательных ресурсов на базе Национальной Библиотеки при поддержке программы «Свобода информации» Фонда «Сорос-Кыргызстан». Технически сделать на ресурсе можно многое, это хороший задел на будущее. Это будет ресурс, где каждый человек может найти нужную информацию, не нарушая авторских прав. Сегодня репозиторий содержит всего 604 материала. Нужно увеличивать число доступных открытых материалов. Ведь электронный книжный архив может быть хорошим ресурсом для ученых, преподавателей, экспертов, да и просто заинтересованных читателей. Самая проблемная часть сейчас — это школьные учебники, пока доступно только 20 книг. Когда в репозитории будет 200 учебников, 10 000 книг и материалов, вот тогда будет интереснее. Летом министерству образования необходимо будет подключить все ресурсы и заполнить школьные разделы.
Я не думаю, что на начальном этапе будет шквал материалов, многие не хотят делиться, и изменить привычки будет довольно сложно. Судя по вопросам на конференции, авторы не знают об открытых лицензиях Creative Commons — как получить или разместить свой материал под открытой лицензией. Будем надеяться, они будут присылать работы, ведь основная ценность такого ресурса в контенте. Я думаю, эта ментальность свойственная всем странам СНГ – люди не готовы делиться, не особо видят перспективы бесплатно отдавать то, что они делают, и это можно понять. Мне кажется, важно видеть саму цель, если учебник для того, чтобы по нему учились, почему не выложить в открытый доступ в интернете.
Библиотека поняла важность развития этого ресурса, но как в будущем он будет развиваться, пока непонятно. Нужны модераторы, необходимо решать вопросы мотивации и вопрос устойчивости проекта и возможность искать партнёров.
О роли новых технологий в образовании
Интернет и новые технологии, распространение смартфонов и планшетов, их доступность дают огромные возможности по улучшению образования и делают его более эффективным и интересным. Мое видение — не надо изобретать что-то свое, если есть сервисы бесплатные, можно дать ссылку, чтобы ученики смотрели и обучались. Это касается вопросов изучения языка, математики, программирования, физики и других предметов. Эти технологии – новые возможности для преподавателей.
Также необходимо наращивать уровень владения английским языком не только у учеников, но и у преподавателей, а также улучшать уровень владения современными инструментами. Бесплатных ресурсов в англоязычном сегменте интернета очень много.
Сегодня значение и роль учителя в образовательном процессе размывается. Его функция в будущем будет больше в мотивировании и направлении учеников, он должен научить искать, пользоваться открытыми образовательными ресурсами, а дальше ученики уже найдут все что им нужно, сами. И надо готовить детей к этому процессу.
Важно сейчас учить также преподавателей новым технологиям, мне кажется, многие из них перестали учиться, а учиться и развиваться должны не только школьники, но и учителя. Роль учителя очень важна, и мне очень жаль, что у них в нашей стране очень маленькая зарплата и нет времени на самообучение. Они не успевают за учениками в освоении новых технологий. Нужно готовить учителей также, как и учеников, к реалиям современного мира.
Подготовила Тынымгуль Эшиева