«Прозрачность и эффективность управления землями ФПС Кызыл-Октябрьского айылного аймака через инвентаризацию земель аймака» — так называется проект, который запустил ОФ «Правовая инициатива» при поддержке программы «Управление природными ресурами» Фонда «Сорос-Кыргызстан».
Для качественной, полноценной и прозрачной инвентаризации земель ФПС планируется создание инициативной группы в Кызыл-Октябрьском айыльном аймаке из местных жителей 6 сел муниципалитета, представленных активистами, предпринимателями, женщинами и молодежью, депутатами местного кенеша и специалистом по земельным вопросам.
Основной задачей Инициативной группы является участие в работе по проведении инвентаризации сельхозугодий ФПС, составлении базы данных по качественно-количественным характеристикам земель, составлении карты земель ФПС а также списки арендаторов, пользующихся землями ФПС.
В рамках проекта члены группы пройдут обучение по вопросам эффективного управления землями ФПС, также будет проведена информационная работа среди местного населения.
По итогам проекта планируется проведение показательного открытого аукциона по предоставлению в аренду земель ФПС инвесторам, в том числе из числа местного населения.
Для распространения опыта инициативной группы будет проведена информационная встреча с 10 главами соседних МСУ Узгенского и Карасуйского районов, где глава айыл окмоту расскажет о методах по качественной инвентаризации земель ФПС, являющегося основой для эффективного и прозрачного управления сельхозугодиями и вовлечение в этот процесс сообщества. На данной встрече также планируется участие представителей Узгенской райгосадминистрации и ГАМСУМО.
Инвентаризация земель, отнесенных к ведению Фонда перераспределения сельскохозяйственных угодий при Министерстве сельского и водного хозяйства КР (далее ФПС) до сих пор не завершена, а передача этих полномочий МСУ еще больше затормозили этот процесс.[1] Карты земель местами вообще отсутствуют, а там где они есть, не полностью соответствуют действительности, таким образом, на сегодняшний день у многих айыл окмоту отсутствует реальная информация о размере, расположении, границах участков земли айылных аймаков, что весьма затрудняет их эффективное использование для развития местного сообщества.
Между тем главы аймаков по различным причинам не ведут полноценный учет земель ФПС, имеющихся в аймаках. К сожалению, весьма активно практикуются коррупционные схемы использования земель главами аймаков. Например, широко практикуется, выделение земель ФПС через подставных лиц своим родственникам на весьма льготных условиях; проводимые аукционы по продаже земель ФПС часто носят фиктивный характер, цены часто занижены, либо вовсе предоставляется на бесплатной основе определенным фермерским, семеноводческим и животноводческим хозяйствам на долгосрочной основе. Между тем, земельные участки имеют свою реальную цену и они должны быть открыты для всех инвесторов, что сделает возможным увеличение дохода местного бюджета, а не узкого круга лиц, проводя прозрачные аукционы.
К сожалению, лишь единичные айыльные аймаки завершили инвентаризацию своей земли и частично собрали правоустанавливающие документы на них в государственных регистрационных учреждениях. У подавляющего большинства айыльных аймаков есть лишь неточные, обрывочные сведения, полученные Госрегистром в ходе системной регистрации в 90-х годах. Следует отметить, что региональные органы ГРС согласно Постановлению Правительства КР от 16.10. 2008 за №580 «О проведении инвентаризации и завершении государственной регистрации объектов муниципальной собственности» готовы провести регистрацию муниципальных земель. Однако завершить процесс регистрации затрудняет нехватка бюджетных средств аймаков, поскольку услуги по оценке и регистрации – платные, а свыше 85% айыльных аймаков являются дотационными.
[1] Согласно Постановлению Правительства КР «О передаче земель Национального земельного фонда Фонду перераспределения сельскохозяйственных угодий при Министерстве сельского и водного хозяйства КР» от 27.05.1996 года за № 240 земли ФПС были предназначены для нескольких целей, где местная власть имеет право продажи и сдачи в аренду согласно статьи 8 Земельного кодекса КР, а также пункта 8 Типового положения об условиях и порядке предоставления в аренду земель Фонда перераспределения сельскохозяйственных угодий: «Предоставление земель фонда в аренду производится по решению аильного, поселкового кенеша, который выступает в качестве арендодателя».