Глобальное изменение климата – один из серьезнейших вызовов современности. Международная проблема давно доказана научно. Скептики могут заметить, что климат менялся всегда, и бояться этого не нужно. Однако обеспокоенность ученых вызывает тот факт, что к естественным причинам изменений климата добавляется антропогенный. Планета страдает из-за деятельности человека. Так, ответственность за глобальное потепление несет углекислый газ. И не последнюю роль в его образовании играет автомобильный транспорт. Люди, понимающие, какое влияние они оказывают на экологию, пересаживаются на велосипеды.

В Бишкеке таких пока, к сожалению, единицы. Слишком сильно укоренилось в мышлении, что велосипед – транспорт для нищих, а машина – показатель статуса. А вот в Берлине за велосипедизацию выступает все больше горожан. Об этом свидетельствуют 105 тысяч собранных гражданскими активистами подписей за проведение референдума по принятию закона о развитии велосипедной инфраструктуры. При том, что собрать необходимо было лишь 20 тысяч подписей.

2016-07-06_11-49-17_633263 2016-07-06_11-49-58_522716

 

 

 

 

 

 

 

Помимо того, что велосипед – самый экологичный вид транспорта, он к тому же и экономичный. Добирающийся на работу на велосипеде работник не стоит часами в пробках и не тратит кучу денег на топливо. К тому же поддерживает себя в хорошей физической форме.

Удивительно, но законопослушные немцы сталкиваются с почти такими же проблемами, что и кыргызстанцы. Как рассказал депутат земельного парламента Берлина Штефан Гелбхаар, у законодательного органа есть программа развития велосипедной инфраструктуры и хороший план развития города, однако он остается на бумаге. На деле до сих пор значительные суммы уходят на различные сомнительные проекты, в том числе развитие автомобильных дорог.

«Законопроекты по развитию велоинфраструктуры не одобряют. При этом депутаты могут решить потратить полмиллиарда евро на строительство части автобана. Естественно, из-за этого денег на другие статьи бюджета не хватает. Зато в обществе есть достаточно широкое понимание важности защиты экологии и окружающей среды. Велосипедистам надоело, что город предназначен для автомобилистов, которые знают это и смело паркуют машины на велодорожках. Они решили, что так продолжаться не может, и начали собирать подписи для проведения референдума по велосипедизации Берлина. Собранные 105 тысяч подписей – это сенсационно. Такого в Берлине не было никогда ни при каком референдуме», — подчеркнул он.

2016-07-06_11-49-43_614277 2016-07-06_11-49-38_324068

 

 

 

 

 

 

 

Глава организации Internationaler Arbeitskreis e.V. Михель Шульте — один из активистов-разработчиков законопроекта по развитию велосипедной инфраструктуры, также собирал подписи, необходимые для проведения второго этапа референдума. Для него самого велосипед – самый веселый и быстрый транспорт для передвижения по городу.

Он отмечает, что за последние годы в мышлении горожан многое изменилось: «Люди обнимали нас в знак благодарности, потому что они хотели бы ездить на велосипеде, однако им страшно это делать. Поддержки у чиновников, отвечающих за развитие города, велосипедисты не находят. Точнее находят, но только на словах, а не на деле. В лучшем случае наши идеи тормозятся. Между тем для людей важно, чтобы они имели возможность ездить на велосипеде и не опасаться за свою безопасность, чтобы на дорогах что-то поменялось в лучшую сторону. Поэтому мы работаем над процедурами по проведению референдума, вместо того чтобы сидеть и ныть, как все плохо», — пояснил Шульте.

Комплексному законопроекту предстоит юридическая оценка. Затем активистам необходимо будет собрать в течение 4 месяцев еще около 175 тысяч подписей. В инициативной группе, ратующей за проведение референдума, — 30-40 человек. Помогали собирать подписи около 200 активистов. Стоит отметить, что среди подписавшихся за проведение референдума много автомобилистов, которым объяснили, почему для них это выгодно.

«Референдум – это единственный способ законно провести изменения в ситуации с использованием велосипедного транспорта. Потому что сейчас автомобили паркуются на велодорожках, перекрестки настолько неудобны, что люди друг друга не видят, велосипедисты от страха едут на тротуары. Это опасно для всех. Даже автомобилисты это понимают и нас поддерживают. Сейчас эти 105 тысяч подписей сдали, и бедные сотрудники паспортных столов должны проверить подлинность указанных данных подписавшихся. Ожидается, что действительных будет каких-то 85 тысяч», — добавил Шульте.

Какие цели преследуются в законопроекте? Прежде всего – это создание сети безопасной велоинфраструктуры, которая должна быть удобна не только для тех, кто уже катается на велосипеде, но и тем, кто хочет, но боится это делать из-за потока машин. В Берлине по достижении 10 лет кататься на велосипеде по тротуару уже нельзя. А необходимо, чтобы как можно больше людей пересели на велосипед.

Для достижения цели в законопроекте поставлен ряд задач. Прежде всего, велодорожки на всех главных дорогах; 350 км «велосипедных улиц», т. е. речь идет о второстепенных дорогах, на которых приоритет отдается велосипедистам. Автотранспорт разрешается, но трафик не допускается, например, созданием тупиков или системы односторонних дорог, неудобных для проезда авто. На односторонних для авто дорогах можно разрешить двустороннее движение велосипедов.

2016-07-06_11-49-32_756861 2016-07-06_11-49-27_387853 2016-07-06_11-49-22_152091

 

 

 

 

 

 

 

«Мы хотим разделенную инфраструктуру, чтобы автотранспорт не мог заезжать на велосипедную дорожку, как это происходит сейчас. Помимо этого, необходимо создать систему, благодаря которой через Интернет люди смогут сообщать о каких-то проблемах на дорогах и проследить, как они решены. Например, это какие-то разрушения или столбик, в который каждый раз люди чуть ли не врезаются», — указал активист.

Законопроект предусматривает создание 200 тысяч парковок для велосипедов. По словам Шульте, важно, чтобы 100 тысяч были по всему городу и 100 тысяч на станциях общественного транспорта, потому что люди из отдаленных районов едут на велосипеде до вокзала и хотят там оставить велосипед, чтобы ехать дальше на общественном транспорте.

«Существующая инфраструктура перегружена. Нужны уже своего рода гаражи для велосипедов с ремонтными мастерскими и видеокамерами, чтобы можно было оставить дорогой электрический велосипед. Нужна также «зеленая волна» для велосипедистов, чтобы они могли хотя бы три светофора подряд проехать на зеленый свет. Кроме того, мы настаиваем на увеличении штата сотрудников, отвечающих за развитие города, и, в частности, за велоинфраструктуру. Одна из целей – это общественная кампания, чтобы автомобилисты, велосипедисты и пешеходы больше внимания уделяли друг другу. Ну и необходимо освобождать хотя бы 30% велодорог от снега зимой», — поделился активист.

Депутат земельного парламента Берлина Штефан Гелбхаар уверен, что для развития транспортной системы нужно придерживаться политики предложения: «какие виды транспорта предлагаются, те и развиваются». Так, если у вокзала строить стоянки для велосипедов, то они будут заняты именно велосипедами. Однако если вместо автовокзала построить автобан, то будут использовать его.

«Так что наши решения по поводу инфраструктуры влияют на то, какой вид транспорта будет развиваться, и как люди ощущают, воспринимают город», — заключил он.

А что с велосипедами в Кыргызстане? В концепции развития Бишкека о них вообще не говорится. Так что же: отчаянные велосипедисты так и будут ездить по автомобильным дорогам на свой страх и риск?

Директор ОО «Велосообщество» Искендер Алиев рассказал, что у организации есть проект строительства велодороги в столице. По задумке, она пройдет от 12-го микрорайона до площади Ала-Тоо.

«Остались последние формальности. В ближайшее время все необходимые разрешительные документы будут получены. Однако остро стоит вопрос финансирования. Уже есть деньги от меценатов, порядка $300 тыс. Общий бюджет — $1 млн 300 тыс. Ширина — 1 м 90 см. Физически велодорога отделена от проезжей части. Общая протяженность — около 12 километров. В перспективе эта дорога должна послужить толчком к велосипедизации Бишкека и поспособствовать изменению образа мышления кыргызстанцев», — пояснил Алиев.

И это не единственная идея у ОО. Активисты хотят взять в качестве примера какой-нибудь туристический город на Иссык-Куле: Балыкчы или Каракол, и попробовать развивать велосипедную инфраструктуру с такого малого города. У туристических мест есть большой потенциал, там много иностранцев, которые приезжают целенаправленно посмотреть местность и совершить велотур вокруг Иссык-Куля, в чем городские власти заинтересованы. Почему бы не сделать Балыкчы перевалочной базой для подобного велотура?