Президент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев подписал Закон Кыргызской Республики «О гарантированной государством юридической помощи» (ГГЮП).
Основной целью принятого Закона является обеспечение гарантий прав граждан на доступ к правосудию и квалифицированной юридической помощи при отсутствии у них денежных средств для защиты своих прав и интересов путем создания эффективной системы предоставления гарантированной государством юридической помощь.
Концептуальная основа принятого Закона базируется на внедрении принципов государственной политики в сфере гарантированной государством юридической помощи и обеспечивается совокупностью организационно-правовых, контрольных и иных мер, осуществляемых в целях реализации гарантии прав граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства на получение гарантированной государством юридической помощи.
С целью недопущения двойственного толкования отдельных норм конкретизированы определения и термины, используемые в Законе, направленные на их точное, единообразное изложение и дальнейшее практическое применение.
В частности, Законом предлагается разделить гарантированную государством юридическую помощь на два вида: консультационно-правовую (информирование о правовой системе Кыргызской Республики, действующих нормативных актах, правах и обязанностях субъектов права, способах реализации и пользования правами в судебном и внесудебном порядке; консультирование по правовым вопросам; помощь в составлении документов правового характера; иные формы помощи, не подпадающие под определение квалифицированной юридической помощи) и квалифицированную юридическую помощь (предоставление юридических консультаций, представительство и/или защита в сфере судопроизводства).
Подобный подход позволяет структурировать отношения, возникающие в связи с предоставлением гарантированной государством юридической помощи, и повысить эффективность координации деятельности по предоставлению гарантированной государством юридической помощи.
Также принятым Законом расширен круг лиц, которые вправе получить гарантированную государством юридическую помощь, что делает Закон социально-ориентированным и более простым в применении.
Установлены четкие критерии, соответствие которым позволяет точно определить круг субъектов, имеющих право на получение юридической помощи: право на получение квалифицированной юридической помощи предоставляется лицам, годовой доход кооторых не превышает 60-кратного размера минимальной заработной платы, ежегодно устанавливаемого законом о республиканском бюджете.
Без учета годового дохода квалифицированная юридическая помощь оказывается: лицам в случаях задержания; подозреваемым, обвиняемым, подсудимым в совершении особо тяжких преступлений; лицам с I и II группой инвалидности, лицам, страдающим психическими заболеваниями; ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам; несовершеннолетним; одиноким матерям, воспитывающим несовершеннолетних детей и т.д.
Министерство юстиции КР и Фонд «Сорос-Кыргызстан» начали работу по развитию системы ГГЮП в Кыргызстане в 2006 г.
В 2009 г. был принят первый закон о ГГЮП, и в декабре 2016 г. принята новая редакция Закона о ГГЮП.
Министерство юстиции КР и ФСК инициировали создание экспертной рабочей группы по ГГЮП в 2013 г., которая разработала данный проект Закона по ГГЮП.
Проект закона разработан при партнерстве Министерства юстиции КР с Правовой программой Фонда «Сорос-Кыргызстан», проектом ПРООН и МИД Финляндии «Расширение доступа к правосудию в КР», проектом Европейского Союза «Содействие укреплению верховенства права в КР» и программой GIZ «Содействие правовой государственности в странах Центральной Азии».
Справка по ГГЮП
Закон «О гарантированной государством юридической помощи» КР (далее ГГЮП) был принят 17 июля 2009 года.
Основной целью Закона о ГГЮП является гарантия прав граждан на доступ к правосудию и квалифицированной юридической помощи при отсутствии у них средств для защиты прав и законных интересов, путем создания эффективной системы управления и предоставления юридической помощи.
Для внедрения Закона о ГГЮП в 2010 г. было принято Постановление Временного Правительства о проведении пилотного проекта в Свердловском районе г. Бишкек и Ноокатском районе Ошской области. В результате этих пилотных проектов был отработан механизм оказания ГГЮП. По итогам анализа и мониторинга реализации пилотных проектов были разработаны специальные рекомендации для непосредственных участников системы ГГЮП по механизму предоставления юридической помощи, а также на предмет эффективного управления и функционирования системы ГГЮП в стране.
1 января 2011 г. Закон вступил в силу с государственным бюджетом 3 млн. сомов и 9 млн.сом на 2012 г. г.
Правительственным органом, ответственным по развитию системы ГГЮП в стране, является Министерство юстиции КР.
Министерством юстиции КР были проведены мероприятия, направленные на мультиплицирование выработанного механизма работы, внедрение лучших практик, способствующих становлению и развитию системы ГГЮП в стране. Был образован Национальный Совет по ГГЮП, а также составлен государственный реестр из более сотни адвокатов, работающих по системе ГГЮП.
В соответствии со статьей 40 Конституции КР предусмотрено, что каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государства.
В соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН «Принципы и руководящие положения Организацией Объединенных Наций, касающиеся доступа к юридической помощи в системах уголовного правосудия», Государствам следует рассматривать предоставление юридической помощи как одни из элементов их обязанностей и ответственности. Для этого им следует рассмотреть вопрос о принятии, когда это необходимо, конкретных законодательных и нормативных актов и обеспечить создание систем комплексной юридической помощи, которые будут доступными, эффективными, устойчивыми и надежными (Принцип 2. Обязанности государства).
Закон «О гарантированной государством юридической помощи» КР определяет условия и порядок предоставления гарантированной государством юридической помощи гражданам КР, при отсутствии у них средств для защиты прав и законных интересов и устанавливает правовые основы организации и функционирования системы гарантированной государством юридической помощи в Кыргызской Республике.
В 2012 г Минюстом КР проведены информирование населения о работе ГГЮП, мониторинг деятельности ГГЮП в стране.
Подведение итогов и анализ мониторинга реализации Закона о ГГЮП в целом по стране показали, что механизмы работают не эффективно, областные управления юстиции КР, адвокаты, следователи, прокуроры и судьи сталкиваются со следующими проблемами:
- Назначение адвокатов следователями не из государственного реестра адвокатов по ГГЮП;
- нехватка адвокатов по предоставлению ГГЮП в регионах, т.к. из общего числа адвокатов 3219 лицензированных адвокатов, в реестре по ГГЮП состоят всего лишь 251 адвокатов на настоящий момент;
Например, в г. Кадамжай – нет адвокатов, адвокаты из г. Кызыл — Кии не успевают обслуживать население г.Кадамжай из отдаленности; 3 адвоката на 7 районов Ошской области; действующих адвокатов по г. Ош – 22 , проблема имеется в др. районах области.
- Координаторами по ГГЮП в регионах назначены должностные лица Управления юстиции в областях, что является дополнительной неоплачиваемой функциональной обязанностью. Наличие только 1 координатора недостаточно для обеспечения реализации закона, удовлетворения потребностей населения в адвокатах;
- При вынесении Верховным судом КР решений по уголовным делам, координаторы по ГГЮП не могут обеспечить адвокатами по ГГЮП в связи с тем, что в соответствии с Законом требуется заявление самого подсудимого. Не предоставление адвокатов подсудимому свою очередь ведет к нарушению процессуальных норм и нарушению конституционных прав.
- В приграничных районах страны, таких как Кызыл – Кия, например, остро стоит вопрос с защитой лиц без гражданства, беженцев и др. граждан. Задержанные иностранные граждане не получают адвокатскую помощь.
Наряду с этими проблемами существуют и другие проблемы в практической имплементации Закона о ГГЮП в стране.
Назрела острая необходимость повышения эффективности системы и механизмов реализации Закона «О гарантированной государством юридической помощи» посредством разработки изменений и дополнений в действующий Закон по ГГЮП, направленные на создание системы первичной правовой помощи малоимущим гражданам и совершенствование системы вторичной правовой помощи.
В связи с вышеизложенным и был разработан проект новой редакции Закона о ГГЮП.