[AKIpress] Асанбаева Эльмира, врач-психиатр
До внедрения Стамбульского протокола в Кыргызстане:
— Судебно-психолого-психиатрические экспертизы проводились только независимыми экспертами. Правоохранительные органы и суды относились к ним предвзято, их заключения не учитывались при вынесении решений.
— Жертвы пыток направлялись в психиатрические учреждения только для проведения психологической экспертизы. С одной стороны, это было связано с непониманием различий судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертиз. Судебные психологи не могли дать заключений ни о психиатрических последствиях пыток, ни о степени соответствия заявленным пыткам. С другой стороны, возможно, это был один из механизмов отвода от ответственности правонарушителей, совершивших пытки.
Необходимо отметить, что одним из первых в Кыргызстане в работу по внедрению Стамбульского протокола включились врачи. Министерством здравоохранения Кыргызской Республики 09.12.14 года был издан приказ №649 от «Об утверждении Практического руководства по медицинскому документированию последствий пыток и жестокого обращения». В последующем приказ №36 от 16.03.15 года Республиканского центра психического здоровья обязал всех судебных психиатров документировать последствия пыток согласно стандартам Стамбульского протокола.
На пути внедрения Стамбульского протокола в судебную психиатрию в КР в течение 2015-2016 годов произошло много положительных сдвигов:
— При содействии партнеров: Европейского Союза, фонда «Сорос – Кыргызстан» и международной организации «Врачи за права человека» было обучено 68 судебных психиатров и психологов со всех регионов страны;
— Были разработаны и утверждены программы по психиатрии для студентов 5 курса лечебного и педиатрического факультетов Кыргызской государственной медицинской академии с внедрением элементов Стамбульского протокола;
— Была разработана совместно с судебными медиками программа по элективному курсу «Предупреждение и документирование пыток» для студентов 6 курса лечебного факультета Кыргызской государственной медицинской академии;
— В Республиканском центре психического здоровья при финансировании Европейского Союза и фонда «Сорос-Кыргызстан» был создан кабинет, специально оборудованный для проведения судебно-психиатрической экспертизы соответственно стандартам Стамбульского протокола. Были созданы максимальные условия для проведения интервью с жертвами пыток: конфиденциальность, безопасность, комфортность. Также кабинет был оснащен мебелью, оргтехникой, фотоаппаратами.
— При Кыргызской Психиатрической Ассоциации в сентябре 2016 года была открыта секция по Стамбульскому протоколу.
Но, несмотря на выше перечисленные позитивные изменения, остается ряд трудностей.
Судебные психиатры часто без энтузиазма берутся за проведение экспертиз жертв пыток, так как:
— у них имеются проблемы психологического плана как контрперенос;
— имеется большой риск вторичной травматизации врача-психиатра;
— имеется большая загруженность врачей и другими видами судебных психиатрических экспертиз. Например, в судебно-психиатрическом отделении РЦПЗ в течение года проводится более 3000 других видов судебно-психиатрических экспертиз (в среднем на одного врача по 500 экспертиз);
— судебно-психолого-психиатрические экспертизы по Стамбульскому протоколу достаточно объемны, сложны, часто врачом затрачивается много личного времени;
— имеется большой риск преследований со стороны сотрудников правоохранительных органов, особенно этот риск увеличивается на периферии.
Необходимо также отметить, что и в межведомственном взаимодействии с сотрудниками прокуратуры имеется ряд проблем:
— уголовные дела, направляемые следователями прокуратуры на судебную психолого-психиатрическую экспертизу, часто формальны, бывает представлено недостаточно материалов;
— следователи часто перед судебными психиатрами ставят некорректные, предвзятые вопросы, нарушающие права личности. Например: «Не склонна ли жертва пыток к лживости, фантазированию?».
Конечно, все это ухудшает качество судебно-психиатрических экспертиз, а также затягивает сроки их проведения. В настоящее время перед судебными психиатрами стоят много задач, это и необходимость разработки единых стандартов психологического обследования жертв пыток, обучение судебных психиатров клиническим шкалам на выявление посттравматических последствий пыток, улучшение качества судебных психолого-психиатрических экспертиз (проведение обучающих семинаров в рамках Кыргызской психиатрической ассоциации), обучение правовой грамотности судебных психиатров, психологов, а также обучение уверенному поведению на судебных процессах.
В целях же достижения реальной безопасности врачей-экспертов необходимо принять законодательные акты, защищающие врача-эксперта. Также нужно задуматься о создании единой Лиги врачей-экспертов, включающей как судебных медиков, так и судебных психиатров и психологов.
http://analitika.akipress.org/news:5453