Фонд «Сорос-Кыргызстан» в течение года поддерживал проект по развитию журналистики данных совместно с Промотанк Ресерч Институт.
Как считают эксперты проекта, на данном этапе уровень использования журналистами инструментов для цифрового повествования заметно вырос. Авторы все чаще используют в своей работе такие программы, как Piktochart, Infogr.am, Tilda или Readymag.
В рамках первого этапа проекта был подготовлен аналитический обзор по состоянию дата-журналистики в Кыргызстане. По окончании исследования был объявлен конкурс по партнерству со СМИ для производства материалов тематически сфокусированных на стратегических приоритетах Фонда «Сорос-Кыргызстан». Было получено 23 заявки от различных СМИ. Критериями отбора стала мотивация редакций в участии в проекте и потенциал в продолжении использования полученных навыков. В итоге были отобраны следующие редакции: Марал ФМ, Ош Пирим, Говори ТВ, 24.kg, Кактус Медиа.
На данном этапе важно, чтобы журналисты, получившие навыки, смогли перейти от инструментов к смыслу того, что они создают. Если в 2016 году стояла задача представить работу с данными и показать, как это может быть, то в 2017 году была проделана работа по качеству публикуемых материалов.
«Одну из проблем, с которой на данном этапе сталкиваются журналисты, можно изложить так: научившись основам работы с данными и инструментами для визуализации, авторы приходят к выводу, что их статьи скучноваты и схематичны. Журналисты становятся в буквальном смысле заложниками данных. У части журналистов работа с данными «выключает» мышление об истории, как таковой. В силу малой доступности данные становятся доминирующим и зачастую единственным элементом истории. Важно не забывать о новостном поводе», — говорит координатор проекта Алтынай Мамбетова.
Одной из популярных форм среди журналистов являются длинные материалы с использованием фото, графики, видео и аудио. Однако уровень общей профессиональной подготовки разных редакций (не обязательно по работе с данными) разительно различается.
Кайыргуль Урумканова, редактор «Говори ТВ», делится опытом редакции по подготовке длинных материалов — лонгридов:
«Над лонгридами работала вся редакция «Говори»: кто-то привозил синхроны, кто-то листал отчеты, а кто-то делал инфографику. Для многих журналистов процесс создания лонгрида казался одним из тяжелых испытаний, так как надо было выдвигать гипотезу и новый поворот в материалах, потому что многие информационные поводы были уже известны широкому кругу читателей. Искали интересные информационные повороты всем офисом, проводили планерки, каждый вникал в суть материала. Часто было, что мы теряли главную суть, возвращались на начальный этап, и снова собирали по крупицам. Здесь важную роль сыграли и менторы, которые подсказывали, как сделать лучше и привлекательней материалы. Вместе с лонгридами наша редакция вышла на новый, качественный уровень. Ведь на кыргызском языке за небольшим исключением, почти никто не создает такие большие материалы. Поэтому мы горды, что сумели научиться создавать такие проекты. Конечно, говорить о том, что мы профессионально создаем лонгриды еще рано, но мы ведь только учимся и нам очень интересен этот проект. Наряду с лонгридом, мы создали еще один проект «Кундун ыргагы» — ежедневный аналитический обзор уходящего дня, с визуализацией значимых событий дня, где мы можем и текст вставить и аудио, видео, фото и мнение экспертов».
Журналист 24.kg Анна Тимофеенко считает, что проект восполняет важный для развития кыргызской журналистики пробел – работу с данными. «Дело в том, что, несмотря на высокую плотность рынка СМИ и в целом неплохой профессиональный уровень журналистов (особенно тех, кто начинал свою деятельность в 90-е годы) всем не хватает так называемого обмена опытом, а также навыков работы с массивами данных и представления их в понятном читателю формате. Основной и по-своему традиционной проблемой при подготовке материалов являлись разрозненность искомой информации и ее разнородность. Следует также отметить такой существенный пробел по выбранной тематике, как отсутствие общей базы данных».
В рамках работы над созданием материалов журналистам была предоставлена возможность поработать совместно с экспертами Фонда «Сорос-Кыргызстан» и их исследованиями В течение пяти месяцев редакции работали с экспертами и менторами проекта. В итоге были опубликованы журналистские материалы на кыргызском и русском языке, всего было выпущено 29 публикаций на разные социально-значимые темы.