10 октября 2018 года в мэрии города Ош начал работу 3-х дневный международный семинар «Шаг к инклюзии» с целью развития партнерства на пути к инклюзивному образованию для детей с ментальными нарушениями здоровья, обмен опытом и методами работы, налаживание и укрепление взаимоотношений на дальнейшее сотрудничество в развитии детей с особыми образовательными потребностями.
Своим опытом работы с детьми с особыми образовательными потребностями приехали поделиться из городов Худжанда и Новосибирска АВА аналитик — руководитель АВА-центра «Мозаика» (Россия), специалисты из ДЦ «Бойчечак» (Таджикистан). Из Кыргызстана участвуют специалисты из РЦ «Рука в руке» г. Бишкек и ЦРВ «АВА мама+» г. Ош, а также из других Детских Центров г. Ош, оказывающих помощь в развитии детей с инвалидностью.
В первый день состоялись презентации, знакомства и экскурсия в детский реабилитационный Центр для детей с опорно-двигательными нарушениями здоровья «Аяр бала» и Центр раннего вмешательства для детей с ментальными нарушениями «АВА мама+» г. Ош.
Во второй день участники семинара знакомятся с такими темами как: «Альтернативные системы коммуникации», «Методика Портадж для развития детей с ментальными нарушениями здоровья», «Комплекс услуг для детей с аутизмом в Ресурсном Центре «Рука в руке», «Реабилитация на уровне общин (РУО)», «Программа для родителей «Семья и ребенок», «Практика применения методики АВА терапии в Центре ранней помощи детям с аутизмом «АВА мама+».
Завтра, третий день, практический, будет проведен на базе ЦРВ «АВА мама+» г. Ош.
Самой многочисленной категорией детей, нуждающейся в инклюзивном образовании являются дети с инвалидностью. Согласно данным МОН КР в 2017 году в дошкольных и школьных образовательных организациях было зарегистрировано 10.925 детей с инвалидностью, тогда как МТСР зарегистрировало почти втрое больше – 29317 детей с инвалидностью. За 9 лет количество детей с инвалидностью выросло на 42%. Больше половины детей с инвалидностью не получает образовательные услуги.
Неправительственные организации утверждают, что количество не обучающихся детей, не охваченных официальной статистикой, составляет от 39.000 до 100.000 детей, среди которых наибольшие трудности с доступом к образованию испытывают дети с ментальными нарушениями. Многие дети с синдромом Дауна, с расстройством аутистического спектра (РАС), СДВГ и ЗПР не имеют возможности обучаться в образовательных организациях из-за направления их в специальные учреждения или предлагается надомная форма обучения. Детских Центров, где они могли получать дошкольное развитие, не достаточно.
Внедрение инклюзивного образования в образовательные организации необходимо начинать с Раннего Вмешательства. Раннее вмешательство – семейно-ориентированная комплексная психологическая, медицинская, социальная, образовательная поддержка детей раннего возраста (от рождения до 3-х лет) с проведением индивидуальных и групповых развивающих и обучающих мероприятий при активном участии семьи.
Международный 3-х дневный семинар «Шаг к инклюзии» организуется Общественным Фондом «Смайл. КейДжи» при содействии мэрии г. Ош в рамках проекта «Эффективное партнерство на пути к инклюзивному образованию для особенных детей» при финансировании Образовательной программы Фонда «Сорос-Кыргызстан».