В Кыргызстане при поддержке Фонда «Сорос — Кыргызстан» реализуют проекты по оказанию услуг медицинской помощи на дому. Пока это только две модели — мультидисциплинарные команды (МДК) паллиативной помощи и МДК психиатрической помощи. В состав команд входят врачи, медсестры, соцработник и так далее. Цель — создание условий для оказания квалифицированной помощи населению при центрах семейной медицины по месту жительства.
Редакция Kaktus.media подготовила материал об экономических и других выгодах государства от использования выездных служб на дом.
Было проведено два исследования, которые показали, что внебольничная помощь обходится дешевле содержания стационаров. При этом и самим пациентам намного комфортнее получать помощь дома.
Паллиативная помощь
Автор исследования — координатор проекта по оказанию паллиативной помощи Лола Асаналиева проанализировала прямые и непрямые расходы на пациента за 2016 год в стационаре и у выездной службы.
Прямые расходы — затраты на персонал отделений (зарплаты), на лекарственное обеспечение, питание пациентов отделения, затраты на исследования (лаборатория, УЗИ и т. д.), коммунальные услуги (потребление электроэнергии, холодное и горячее водоснабжение, газ и т. д. в зависимости от занимаемой площади отделения).
Непрямые расходы — затраты на общебольничный персонал (зарплаты), ремонт и амортизацию зданий и оборудования, транспортные и хозяйственные нужды больницы, приобретение оборудования и материалов.
Сравнительный анализ экономических затрат на одного паллиативного пациента в месяц при оказании квалифицированной медицинской помощи в стационаре и на дому показал, что предоставление паллиативной помощи на дому в среднем в 3 раза дешевле, чем в специализированных стационарах.
«К примеру, большая сумма уходит на коммунальные услуги и на обследования пациента (компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, УЗИ). Хотя всем паллиативным пациентам, когда они поступают в стационар, необязательно делать столько обследований», — рассказала Асаналиева.
Автор исследования пришла к выводу, что можно снизить затраты на стационар и частично перекинуть их на выездные службы.
«Палаты в стационаре нужны, потому что есть пациенты, которых дома вести невозможно. Однако можно держать не так много коек и в то же время расширить количество мультидисциплинарных команд, которые оказывают помощь на дому. Это дешевле для государства», — пояснила она.
К тому же, как добавила она, существует и другой немаловажный аспект: когда МДК берет пациента под патронаж, то он может связаться с командой по любым вопросам, которые у него возникают.
«Даже в нерабочие дни мы телефоны не отключаем. Если больной умирает, то нам и ночью могут позвонить и спросить, что делать. Зная пациента, мы посоветуем. Не нужно лишний раз вызывать скорую, не нужно ходить по ЦСМ то к одному врачу, то к другому. Мы сокращаем ненужные визиты. Сокращаем список анализов, отсеивая лишние. Для здравоохранения такая модель лучше. Повторю: паллиативная помощь обычно считается очень дорогостоящей, а на дому она обходится намного дешевле. Наши пациенты тоже благодарны, что помощь им оказывают на дому, потому что в стационары немногие хотят. Редко такое бывает, что паллиативные больные лежат дома и хотят в больницу, потому что пока они там лежат, лучше им не становится», — отметила координатор проекта по оказанию паллиативной помощи.
По словам психолога Марины Литвиновой, затратно пребывание больного в стационаре и для родственников, которым приходится каждый день приезжать и что-то привозить: подгузники, мази, одежду… Они тратят время и силы.
«Родственников это выматывает. И больного, который ждет их прихода. Когда ему плохо, нужно, чтобы рядом был кто-то близкий. К примеру, не все пациенты могут позвать медсестру и сказать, что они не могут сходить в туалет или еще что-то», — пояснила психолог.
Ее слова дополнила медсестра Харниса Таирова: «Дома-то уход проще. И больной знает, что его вовремя покормят, что он никому не в тягость. В отличие от больницы, где пациент думает, что причиняет неудобства тем, что к нему приходится ездить. И мы приходим, обучаем, говорим, что и как надо делать. Врач из поликлиники постоянно ходить не сможет: у него много вызовов и к другим больным. А мы ходим, постоянно смотрим и отслеживаем состояние пациента. Если нужно тот же морфин сделать, делаем, дозировку контролируем».
Врач-онколог Салтанат Мамбетова отметила, что не все врачи стационаров знают, например, ту же профилактику пролежней, как делать правильно перевязку. Помимо этого, у них мало свободного времени на то, чтобы подробно рассказать родственникам больного, как это все делается.
«Мы видели пациента, которого выписали из одной крупной больницы города: у дедушки был перелом головки большеберцовой кости. За время лежания в стационаре у него появились пролежни. Это говорит о том, что врачи не всегда предупреждают о возникновении пролежней. А если они уже возникли, то не информируют, что делать дальше, а просто выписывают. Уже мы рассказали, как обрабатывать пролежни, они немного дольше заживали», — рассказала Мамбетова.
«Иной раз врачи в регионах боятся что-то переназначить паллиативным пациентам, вернувшимся из НЦО. А ведь там состояние пациента каждый раз меняется. Или с тем же обезболивающим: уже нужно более сильное, но медики все равно сами не назначат, отправят звонить столичному врачу. К сожалению, у нас врачи и реабилитацией не умеют заниматься: прооперировали, и все», — заключила Лола Асаналиева.
Психиатрическая помощь
Отчет по исследованию экономической эффективности модели междисциплинарных команд, предоставляющих услуги психического здоровья на уровне сообществ, представил ОФ «Институт социального развития».Директор фонда Айжан Дооронбекова рассказала Kaktus.media, что выгода как государства, так и для самого пациента от внебольничной помощи состоит в первую очередь в сокращении числа госпитализаций пациентов, а также длительности пребывания в стационаре.
При условии полного охвата всех пациентов с тяжелыми формами психических заболеваний услугами МДК в 2017 году расходы государства можно было бы сократить почти на 230 млн сомов за счет снижения длительности госпитализаций и почти на 88 млн сомов за счет снижения числа госпитализаций.
Помимо этого, когда состояние пациентов улучшается, они становятся более самостоятельными: их можно оставлять одних дома. «И какая-то часть из них может устроиться на работу, самую простую, примитивную, но тем не менее. Им в этом тоже помогают специалисты МДК. К тому же на работу могут выйти родственники, которые раньше ухаживали за пациентом. Это польза государству в виде налогов», — указала директор «Института социального развития».