Согласно официальной статистике, сегодня в Кыргызстане проживает 180 тысяч человек с ОВЗ, 30 тысяч из них – дети до 18 лет. Эти дети особенно уязвимы и часто изолированы от остального общества. Их очень редко берут в детские сады, с неохотой принимают в школы, более половины из них вообще не покидают стен дома.

Тяжелее всего приходится детям с ОВЗ в сельской местности, где, помимо социальной стигматизации, на них обрушиваются проблемы технического характера – отсутствие специального транспорта, пандусов и поручней.

Крайне редко родители ребенка с ОВЗ могут оставить работу и проводить с ним все свое время. Многие семьи не знают о своих правах и доступной поддержке.

Адилет Наватбеков живет в селе Ленинское. Ему 9 лет. Он учится во втором классе средней общеобразовательной школы имени Ленина. Адилету трудно самостоятельно передвигаться, он нуждается в физической поддержке. Обычно рядом с ним мама.

Адилет любит свою школу. Его учительница помогает ему не только учиться, но и общаться с одноклассниками. После школы Адилет с помощью жестов и карточек делится со своими родными впечатлениями о прошедшем дне. Адилет не говорит с рождения.

«Однажды он пришел домой и с помощью карточек и игрушек начал показывать нам светофор – они проходили в школе правила дорожного движения. Адилет все прекрасно нам объяснил. Он такой же ребёнок, как все» — рассказывает его мама.

Мама Адилета сопровождает его на занятиях, а также помогает во время перемен. Чтобы встать из-за парты или пойти в туалет, Адилету нужна поддержка – специальные поручни. Ни в классе, ни в коридоре их нет.

На протяжении нескольких лет  общественное объединение родителей детей с ОВЗ «Бала Тилеги» (в переводе с кыргызского «Бала Тилеги» означает «мечта ребенка») проводило встречи с депутатами местного кенеша, родители рассказывали народным избранникам о трудностях, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ, просили их о помощи. Переговоры результатов не давали.

В 2017 году ОО «Бала Тилеги» приняло участие в исследовании «Создание и предоставление образовательных услуг для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) из сельской местности за счёт средств местного бюджета». Исследование проводилось при поддержке Фонда «Сорос–Кыргызстан».

Благодаря участию в этом проекте, организация смогла провести анализ расходов бюджета Ленинского айыл окмоту за 3 года. Представители «Бала Тилеги» научились использовать открытые данные (budget.okmot.kg, minfin.kg), делать официальные запросы, ссылаясь на существующие законы (Закон КР «О Доступе к информации, находящейся в ведении ОМСУ»).

В результате собственного расследования, общественному объединению родителей детей с ОВЗ «Бала Тилеги» стало известно, что Ленинский айыл окмоту, на территории которого находится объединение, имеет достаточно большой бюджет по сравнению с другими айыл окмоту Аламудунского района. (В 2017 г. доходы айыл окмоту составили 40 млн. сомов).

Имея конкретные данные о расходах и доходах, организация более уверенно и эффективно стала вести переговоры с местной властью. Переговоры, наконец, дали свои плоды.

К началу 2019 года уже составлена смета на установку пандусов и перил вдоль коридора и внутри класса в школе имени Ленина, где обучается Адилет.

Также из местного бюджета выделены деньги на осуществление подвоза детей для посещения школ. Согласно Статьи 36 Закона КР «Об Образовании», организация подвоза детей в общеобразовательные организации и в места их фактического проживания относится к компетенциям органов местной власти (ОМСУ).

Участие в исследовании помогло организации выстроить стратегию по продвижению вопроса о выделении средств на создание и поддержание услуг для детей с ОВЗ на местном уровне. А у Адилета и других детей с ОВЗ в Аламудунском районе появилось чуть больше шансов на социализацию и получение образования.

 

Айсен уверен, что совсем скоро грязную работу за человека будут выполнять роботы

«Genius Olympiad 2018» – масштабное мероприятие и большое событие в моей жизни. Я очень горжусь тем, что наша команда была одной из семидесяти четырех участниц в этой олимпиаде, горжусь, что мы достойно представили свою страну и продемонстрировали свои идеи. Работа олимпиады проходила по нескольким категориям: искусство, наука, литература и робототехника. Наша категория — «Робототехника» считается наиболее трудоемкой. В течение нескольких недель мы готовили своих роботов для поездки. Робот должен был уметь не только двигаться, но и выполнять работу по очистке территории, уборке мусора.

Нам пришлось много раз переделывать свои работы, исправлять детали. В конце концов на олимпиаду мы взяли двух роботов. Но один, к нашему сожалению, сломался в пути, и на олимпиаде нам пришлось представлять единственного робота в форме передвижного крана.

Состязание проходило в пять туров. В каждом туре были отдельные задания для роботов. Мы должны были красиво презентовать свои машины, рассказывать членам жюри об их особенностях. Презентуя «выжившего» робота, я понял, что он, действительно, не плох. Он справился со всеми заданиями, и наша команда добилась хороших результатов – среди 74 стран мы заняли достойное 4-е место. В итоговый день олимпиады, мне и моей команде вручили почетные грамоты и выделили нашу работу, как инновационную.

Во время олимпиады, я увидел много интересных идей и презентаций от команд, представленных по своим категориям. Каждая из этих презентаций освещала проблему экологии и окружающей среды как внутри страны, так и за ее пределами.

Для меня работа в данном проекте дала возможность раскрытия своего творческого потенциала, позволила проявить себя как индивидуально, так и в группе. Кроме того, я понял, что качество проекта во многом зависит от определенного исходного уровня готовности его авторов.

Конечно, одной поездки для личностного роста мало, поэтому я и дальше буду стараться участвовать в таких крупных международных олимпиадах, углублять свои знания, опыт и практические навыки не только в робототехнике, но и в других сферах. Также я попытаюсь снова попасть на олимпиаду «Genius» в следующем году. Ведь у меня уже есть опыт.

У меня есть идеи по усовершенствованию своего робота и увеличению его функциональных возможностей для практического применения по очистке окружающей среды. Участие в олимпиаде позволило мне по-новому взглянуть на проблему экологии. После возвращения домой я решил, что буду более активно участвовать в борьбе за чистоту окружающей среды в своей школе.

Я продолжу углублять свои знания в анимации, робототехнике и направлю полученный опыт и умения на борьбу за экологическую безопасность не только внутри своей страны, но и во всем мире. Создав умного робота, можно освободить от тяжелого труда многих рабочих. Кроме того, роботов можно привлечь к сортировке мусора, к его переработке, к созданию специальных анклавов для стерилизации грязных воздушных и морских потоков, а также к очистке дна морских глубин и океанов от морских отходов и мусора. Я уверен, что совсем скоро все это будет воплощено в жизнь.

Почти две недели я провел в далекой и прекрасной стране – стране, о которой мечтал с детства. Когда я узнал о предстоящей олимпиаде гениев, тем более по проблеме экологии, я сразу же загорелся идеей участвовать в ней. Так как я увлекаюсь анимацией, первоначальной идеей была сфера анимации. Но я опоздал на подачу работы по анимации. Поэтому мы, с нашим учителем по информатике, решили участвовать в категории «Робототехника». И я не жалею об этом.

Сама олимпиада прошла в прекрасном городе Освего, который находится на берегу озера Онтарио. Места, в которых мы побывали в Освего, были ухожены и прекрасны!

Программа олимпиады была насыщена презентациями и докладами, кроме того, была обширная программа различных развлечений и поездок. Конечно же мне запомнилась поездка на знаменитый Ниагарский водопад, он произвел на меня неизгладимое впечатление.

Если я скажу, что поездка в Америку мне очень понравилась, это будет звучать банально. Эта поездка «взорвала» мой мозг. Я много увидел, много услышал, я «чуть не утонул» в потоке информации, а главное — я познакомился с замечательными людьми.

Кроме олимпиады в Освего мы побывали в пяти штатах, посетили Нью-Йорк, Вашингтон, Бостон, Лос-Анджелес, знаменитые университеты MIT, Гарвард, Белый дом, Капитолий, и Голливуд с «Аллеей звезд».

Америка мне понравилась своей чистотой и простотой, люди там просто замечательные. Я понял, как хорошо они относятся к своей стране, как бережно охраняют свою природу. Я хотел бы, чтобы мы относились к своей стране так же бережно.

 

Динара Аляева считает, что образование – жизненно важный компонент для медико-социальной реабилитации онкобольных детей

В рамках нашей поездки в госпитальную школу в НМИЦ имени Рогачева в Москве, между НМИЦ имени Рогачева и Министерством образования и науки КР был подписан Меморандум о сотрудничестве.

В подписании принимали участие директор НМИЦ ДГОИ имени Рогачева, академик Румянцев А.Г., руководитель проекта «Учим&Знаем» PhD Шариков С.В. и министр образования и науки Кыргызской Республики Кудайбердиева Г.К.

Согласно этому документу, создатели инновационной образовательной площадки «Учим&Знаем» (Москва) будут оказывать всестороннюю методическую поддержку в создании условий для получения образования детей, находящихся на длительном лечении. Этот проект получил название «Учим&Знаем — Кыргызстан».

Внедрение госпитальной школы позволит обеспечить правом на образование тяжелобольных детей, находящихся длительное время на лечении. Академическое и дошкольное образование — жизненно важные компоненты для всесторонней медико-социальной реабилитации онкобольных детей.

В новом строящемся здании детского онкологического центра в Бишкеке будут выделены классы для госпитальной школы.

В Министерстве образования и науки КР провели финансовые расчеты для выделения средств из бюджета для учителей госпитальной школы.

Уже летом этого года будут подготовлены кадры и технический проект оснащения госпитальной школы.

Немаловажное внимание в рамках проекта также уделяется дошкольному развитию детей, так как эта категория пациентов в большинстве.

В делегации участвовали представители Детского образовательного центра «Дино», занимающиеся с детьми дошкольного возраста в Детском отделении Национального Центра Онкологии и Гематологии МЗ КР.

В делегации из Кыргызстана присутствовали исполнительный директор ОФ «Помогать легко» Аляева Д., директор ДОЦ «Дино» Кельдибекова Л., преподаватели дошкольных занятий Шмалюк Г., Редина Е.