Кенжегуль Бектемирова — социальный педагог в школе села Мин-Булак Нарынской области. Она с детства мечтала стать учителем и играла с соседскими детьми только в школу. Делала из тетрадей дневники и ставила в них оценки.
Окончив педагогический институт, Кенжегуль стала учительницей кыргызского языка в родном селе. Проработав 8 лет в школе, Кенжегуль стала брать дополнительные часы для надомного обучения. Один из учеников изменил ее взгляд на многие вещи.
«Когда я в первый раз пришла к Болоту – у него церебральный паралич, то увидела такую картину: в маленькой комнате за столом сидит мальчик и с большим усердием — видно, что ему трудно — медленно пишет. Пальцы его плохо сгибаются, он весь вспотел от усилий. Я начала с ним заниматься, мальчик оказался способный, старательный. Мы хорошо с ним позанимались. Я уже собиралась уходить и в дверях встретилась с отцом мальчика. «Что его учить, все равно дома сидеть будет до самой старости», сказал он».
Болот услышал слова отца, весь сжался и заплакал, а я, чтобы его успокоить, шепнула: «Не плачь, ты пойдешь в школу». Сказала и забыла. А когда пришла в следующий раз, Болот меня спрашивает: «Эже, мы сегодня пойдем в школу?» Мне стало стыдно, и я подумала – а почему бы ему, действительно, не пойти в школу?
Кенжегуль вспомнила, что в СШ №7 города Нарын проводили семинар для учителей, там же был открыт ресурсный центр по инклюзивному образовании. Кенжегуль поехала в Нарын для встречи с Шаймуратовой Турдубу – защитницей интересов детей с ОВЗ, она-то и посоветовала Кенжегуль привести в школу не только Болота, но и других детей с ограниченными возможностями здоровья.
Кенжегуль вернулась в село и обратилась к директору с предложением: «Агай, можно я приведу в школу детей с нарушениями здоровья?», в ответ услышала: «Приводи, но сама за них будешь отвечать, я тебе предлагаю быть социальным педагогом». Кенжегуль согласилась, хоть и знала, что у социального педагога в отличие от учителя «предметника» зарплата ниже, а рабочий день длиннее. Отступать она уже не могла и в 2012 году стала работать с детьми как социальный педагог.
«Болот был моим первым инклюзивным учеником, за ним я привела в школу еще троих детей. Это были дети с ментальными нарушениями. Ученики других классов останавливались, чтобы посмотреть на них как на диковинку. На лицах одних учащихся читалось любопытство, на лицах других — неприязнь. Тем важнее для меня стала эта работа, я поняла, что нашему обществу предстоит многому научиться, я твердо решила бороться со стереотипами и воспитывать в детях толерантность, стала проводить мероприятия, чтобы дети были вместе, общались. Организовала школьный клуб, привлекла в него старшеклассников как волонтеров. Постоянно ездила на обучение и посетила все семинары, которые проводил Фонд Евразия Центральной Азии при поддержке Фонда «Сорос – Кыргызстан» в Нарыне.
К нам в село приезжали специалисты, проводили обследование детей, давали педагогам, медсестрам и родителям рекомендации. Наши Дни семьи были направлены на укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, давали родителям полезную информацию о воспитании детей».
Сегодня Кенжегуль ведёт индивидуальную работу, посещает семьи, проводит разъяснительную работу с родителями, контролирует явку детей на занятия, помогает в выборе увлечений. По работе она сотрудничает с органами социальной защиты, советом аксакалов.
Как отметила исполнительный директор Фонда Евразия Центральной Азии Анара Надирбекова: «Кенжегуль пропускает через себя проблемы родителей и учеников, вникает в семейные конфликты. За эти шесть лет ей удалось помочь многим детям. Ее первый в инклюзивном опыте ученик Болот заканчивает в этом году десятый класс».
Директор школы очень ценит Кенжегуль: «Как социальный педагог, она всегда и везде старается представлять интересы ребёнка, посещает вместе с детьми нужные инстанции, возит в больницу. В семьях многих наших учащихся существуют социальные проблемы, нередко Кенжегуль приходится сталкиваться с равнодушием родителей и окружающих. Но мы знаем, она может решить любой вопрос».
Фонд Евразия Центральной Азии при поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан» оказал школе и селу Мин-Булак помощь в реализации инициатив инклюзивного образования, а также предоставили информационную и методическую поддержку социальному педагогу Бектемировой Кенжегуль.
Образовательная программа Фонда «Сорос – Кыргызстан» поддерживает инициативы, направленные на создание условий для улучшения доступа к образованию детей со специальными образовательными потребностями и детей из социально-уязвимых слоев общества. Работа направлена на объединение ресурсов государственных органов, гражданского сектора и образовательных организаций с целью реализации задач, направленных на разработку и внедрение целостной модели инклюзивного образования в Кыргызской Республике. Образование должно быть доступно каждому ребенку!