«Разные люди бывают: могут испугаться, думают, что и сидеть рядом нельзя. Недавно в больнице одна медсестра искала у меня вены, чтобы поставить катетер, а вторая сделала ей замечание: зачем, мол, ты с ним возишься, он же спидозный», — Егор несколько раз повторяет слово «спидозный», словно пытаясь осознать, что эта формулировка касается его.

Он узнал о своем диагнозе в 2016 году, когда одна из ВИЧ-сервисных программ проводила профилактические мероприятия среди потребителей инъекционных наркотиков. Егор стал замечать, что здоровье серьезно ухудшилось: стало тяжело переносить болезни, усилилась анемия, развился туберкулез. В прошлом году он сдал повторные анализы и, увидев положительный результат, решил заняться своим здоровьем: бросил наркотики, алкоголь и начал принимать таблетки.

«Мне объяснили, что ВИЧ усугубляет все болезни, и тогда я понял, что все серьезно. Сейчас регулярно принимаю лекарства, не пью, не курю, не употребляю наркотики. Вирусная нагрузка [мера тяжести вирусной инфекции] была вначале полмиллиона, а три месяца назад — всего полторы тысячи [копий ВИЧ в одном миллиметре крови]».

Сейчас Егор достаточно осведомлен о вирусе, подробно рассказывает и делится знаниями о том, что умирают не от самого ВИЧ, а от осложнений, которые дают другие болезни из-за нагрузки ВИЧ. Для ВИЧ-положительных людей обычная простуда может обернуться неделями недомогания. Поэтому очень важно не прерывать антиретровирусную терапию — вовремя принимать препараты.

Антиретровирусная терапия сейчас проводится бесплатно — это существенная часть затрат ВИЧ-сервисных программ. Если бы в свое время Егор стал участником программы профилактики ВИЧ, расходы были бы существенно меньше — экономическая эффективность профилактики инфекции доказана цифрами:

Спасти 25 тысяч человек: о финансировании программ по ВИЧ в КыргызстанеДля того чтобы поддерживать здоровье одного пациента с ВИЧ инфекцией, то есть избежать одной смерти от СПИДа, уходит в среднем 215 тысяч сомов в год, тогда как на профилактику одного случая ВИЧ инфекции уходит в 11 раз меньше — 19 тысяч сомов в год .

Большая часть расходов на программы по профилактике ВИЧ покрывается международными партнерами. При этом основной партнер — Глобальный фонд — в 2023 году завершает финансирование программ по ВИЧ/СПИДу в КР, что может привести к остановке большинства программ по профилактике ВИЧ/СПИДа, из-за дефицита в госбюджете.

Спасти 25 тысяч человек: о финансировании программ по ВИЧ в Кыргызстане

Несмотря на то, что государство с каждым годом выделяет все больше средств на финансирование программ по ВИЧ/СПИДу, потребность в средствах тоже растет. Для оптимального финансирования, необходимо в два раза больше денег, чем выделяется из государственного бюджета.

Специалисты убеждены: очень важно сохранять хотя бы текущие расходы на программы поддержки и профилактики ВИЧ/СПИДа. Таким образом к 2030 году можно уберечь 75 тысяч кыргызстанцев от новых случаев ВИЧ инфекции, избежать 25,1 тысячу связанных со СПИДом смертей.

Спасти 25 тысяч человек: о финансировании программ по ВИЧ в КыргызстанеНекоммерческие организации в Кыргызстане ведут работу по адвокации увеличения государственных инвестиций на программы по преодолению ВИЧ/СПИДа в рамках коалиции «За бюджетную адвокацию в сфере ВИЧ и других социально-значимых заболеваний», в которую входят 23 организации.

Коалиция активно работает с государственными органами и международными организациями, в результате чего правительство и ряд муниципалитетов в стране приняли меры по преодолению ВИЧ-инфекции — увеличилось государственное финансирование на услуги по профилактике ВИЧ, в том числе в рамках реализации государственного и муниципального социального заказа. Услуги для ключевых уязвимых групп отражены в разработанных программах социально-экономического развития и программных бюджетах трех городов, а также в программном бюджете Министерства здравоохранения.

«Разные люди воспринимают болезнь по разному. Некоторые загружают себя мыслями «болезнь меня убьет», но если относится нормально — «болезнь как болезнь» и регулярно пить таблетки — то можно жить нормальной жизнью», — заключает Егор.

Сейчас он работает, проходит антиретровирусную терапию и строит планы на будущее.

Публикация подготовлена в рамках программы «Общественное здравоохранение» Фонда «Сорос-Кыргызстан».

Автор материала и инфографики: Айзада Тома.

Опубликовано на kaktus.media