Скоро дети вернутся в школы к традиционному обучению офлайн, а проблема безопасности пешеходов на дорогах все еще остается острой. Во многих местах нет пешеходного перехода, если и есть, то дети боятся пройти через дорогу, так как водители редко уступают или даже не видят их. С наступлением холодов все страшнее перебегать на другую сторону по скользкой дороге.

Марат Ахмадалиев, ученик первого класса Беловодской средней школы, живет в 20 минутах ходьбы от школы. Расстояние не самое большое, но не безопасное – ведь ему приходится каждый день переходить оживленную трассу Бишкек-Ош. Маленький Марат ходит в школу в сопровождении мамы или соседки. 

«Очень боимся переходить дорогу, некоторые машины мчатся на огромной скорости, мало кто пропускает детей, но даже если один из водителей сбавит скорость, это не значит, что следом идущая машина увидит пешеходов», – говорит мама Марата.

На оживленном перекрестке с весны 2020 года не работают светофоры, до сих пор нет разметок для пешеходного перехода, и у пешехода очень мало времени для того, чтобы  перейти дорогу без определенного риска.

«Наша школа находится вдоль стратегической трассы Бишкек- Ош, где сейчас идут строительные работы. Здесь  до сих пор не работают светофоры, нет разметки пешеходного перехода. Сейчас стало больше машин, и не все водители соблюдают правила дорожного движения. Я помню, что в первоначальном проекте на нашем перекрестке был предусмотрен надземный переход. А теперь выясняется, что ни надземного, ни подземного перехода здесь не будет. Кто гарантирует, что здесь не случится ДТП?», – беспокоится за безопасность детей директор Беловодской средней школы Иманалиев Жайыл.

По официальной статистике за 2019 год в Кыргызстане зафиксировано 6 663 ДТП.

Самый высокий показатель в Бишкеке – 2 611, самый низкий в Таласской области – 132.

Динамика за последние пять лет:

Количество дорожно-транспортных происшествий в стране за 2019 год:

Число погибших в результате дорожно-транспортных происшествий за 2019 год:

В среднем ежегодно в мире от ДТП погибает более миллиона человек. Высокая смертность от ДТП наблюдается в бедных странах. Эксперты отмечают, что это связано с неразвитой инфраструктурой, плохими дорогами и некачественным уровнем медицинского обслуживания, которое оказывается пострадавшим в ДТП людям. В списке стран с наибольшей смертностью на дорогах нельзя найти экономически развитых стран.

Сейчас из-за пандемии COVID-19 многие государственные школы закрыты. Если не начать решать проблемы безопасности на дорогах сейчас, с запуском традиционного обучения возникнут старые проблемы – переполненные бусики, перекрестки с большим потоком автомобилей, где не будет разметок, знаков или светофоров.

Дети будут подвергаться риску так же, как и семилетний Марат Ахмадалиев, который вынужден стоять у дороги и с грустью в глазах ждать, когда на трассе станет меньше машин, чтобы дойти до школы.

На основе данных из материала был проведен социальный эксперимент в Бишкеке студией 1.1Studio на основе проекта Максата Осмоналиева «Дорога в школу» при поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан». Целью эксперимента было показать, сколько у нас неравнодушных людей и как они реагируют на детей, стоящих у дороги. Посмотреть видео можно здесь.

Проект реализован Максатом Осмоналиевым при поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан». Содержание данного материала является предметом ответственности автора проекта и не отражает точку зрения Фонда «Сорос-Кыргызстан».