В связи с пандемией СOVID-19 Министерство образования КР с 8 апреля 2020 года ввело дистанционное обучение в школах и вузах страны. Исключение было сделано для учеников первых классов. Но 11 ноября в 1 489 общеобразовательных учреждениях страны возобновилось обучение в обычном режиме.

«Почти в 99% школ есть интернет, но в 775 школах скорость интернета медленная. В 20 школах полностью нет интернета, там мы решили установить ilimBox – устройство, позволяющее получать доступ ко всем образовательным ресурсам без подключения к интернету», – сообщила Надира Джусупбекова, заместитель министра образования и науки КР.

«Наши учителя каждый день приходят в школу к 8:00 и работают там до 15:00. Из-за того, что нет интернета учителя вынуждены вести свои уроки на основе телеуроков. У них нет возможности готовить свои презентации и выходить на обратную связь с учениками. Получается, что мы не можем учить детей в школе из-за пандемии и не можем учить дистанционно из-за проблем с интернетом.  Но родители требуют, чтобы мы каким-то путем учили детей. Очевидно же, что не все дети понимают телеуроки, некоторым ученикам нужно еще раз объяснить новые темы. В первую очередь это касается учеников младших классов, ведь они еще не готовы к самостоятельной учебе», – рассказывает директор школы в селе Кызыл-Ой Гульмира Султанова.

Ученица третьего класса села Кызыл-Ой Аэлита Токтоболотова:
«Мне нравится как показывают уроки по ТВ, но иногда я не успеваю понять телеуроки, потому что они быстро показывают. Поэтому мы с мамой записываем эти уроки на телефон, чтобы потом еще раз посмотреть. По телефону не так хорошо видно, как по телевизору, но что делать, приходится так учиться».

«Дети учатся через телеуроки, а наши учителя проводят уроки по WhatsApp. Из-за плохого качества связи не можем использовать платформы Zoom или Google classroom. Наши учителя и ученики сами оплачивают расходы за мобильную связь. В нашем селе нет ни одного пункта для пополнения баланса – мы вынуждены ездить в соседнее село или Джалал-Абад. Не у всех родителей получается своевременно пополнить баланс, из-за чего иногда дети пропускают дистанционные уроки», – директор сельской школы в Сузакском районе Шарип Айтов.

«У меня четверо детей. Самый младший в первом классе, он ходит в школу, а остальные учатся дистанционно. В начале этого учебного года мы купили старшему сыну смартфон за 10 000 сомов, а две дочки учатся используя один смартфон. Бывает, что они между собой ругаются из-за телефона. Кроме того, в нашем селе негде оплатить за услуги связи, для этого надо куда-то съездить или не всегда есть деньги», – говорит мама четверых детей Джапарова Матлюба.

Согласно данным PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), в Кыргызстане дети из самых бедных семей отстают в обучении от сверстников на два с половиной года. Пока трудно сказать насколько усилится разрыв при дистанционном обучении, но финансовые проблемы создали реальный барьер к доступу школьного образования.

По официальной статистике КР за 2019 год более 1,3 млн человек проживает за чертой бедности, из которых 73,8% – это жители сельской местности. Финансовые проблемы в семьях с низким доходами ограничивают доступ к учебе детей.

«У меня пятеро детей. Четыре из них ходят в школу. Младшему не нужен телефон, а трое учатся через один телефон. У нас с супругой нет финансовой возможности каждого обеспечить телефоном. У нашей семьи нет собственного дома, живем на съемной квартире. Я занимаюсь строительством, а супруга подрабатывает на «поле». Видя как трое не могут поделить телефон, у меня ноет сердце, но кроме телефона мне надо их кормить, одевать и обувать», – говорит Арипов Кенеш, житель села Сосновка.

Иногда, учителя вынуждены переносить уроки на вечернее время, как говорит учительница начальных классов села Сосновка Динара Асаналиева: «Я начинаю урок по просьбе большинства родителей в 17:00, потому что дети выходят на дистанционный урок с телефонов родителей, которые в дневное время на работе. В начале учебного года активно заходили, а потом постепенно меньше стали посещать уроки. Дети быстро утомляются: несколько часов подряд сидеть за смартфоном тяжело даже взрослым. Например, я «заработала» глазное давление, сейчас стала плохо видеть».

«Чтобы провести дистанционный урок, я нахожу в интернете необходимые материалы, создаю свою презентацию, затем фотографирую и высылаю через приложения WhatsApp ученикам. Каждую фотографию сопровождаю голосовым сообщением с разъяснением урока. Для получения обратной связи задаю вопросы и получаю устные ответы учеников по аудио, а письменные ученики высылают? сфотографировав записи в тетрадях», – говорит Айгуль Мамбеталиева, учительница истории школы-гимназии села Чаек. По словам учительницы, подготовка онлайн презентаций, проверка ответов, высланных через приложение WhatsApp, отнимает много времени.

Учительница математики Беловодской школы Наталья Олейникова заметила, что дети быстро забывают прошедшие учебные материал: «Сейчас не до конца отработана обратная связь между учеником, учителем и родителем. На мой взгляд, это одна из важнейших проблем дистанционного обучения. Не все дети понимают новые темы сразу, особенно по математике. Обычно в школе ребята решают задачи, учитель объясняет, поправляет. И эта живая взаимосвязь оттачивала навыки знания у учеников. При дистанционном обучении у детей время ограничено, и им сейчас очень трудно самостоятельно познавать и классный урок, и домашнее задание. Технические помехи также негативно сказываются на качестве обучения».

 

Некоторые педагоги отмечают, что школьники идут легким путем, списывая ответы с источников из Интернета, даже не пытаясь вникнуть в тем, – определяющим становится хорошая оценка и легкость решения. Поэтому она стала просить детей высылать видеоотчет ответов.

«На начальном этапе у меня не было информации о том, что в стране есть школы, регионы, где нет электричества. Планируя проект по дистанционному образованию, я думал только об охвате связи Интернет, но в ходе реализации проекта, я узнал новые аспекты проблемы с доступом к ресурсам образования. Главный урок – нужно быть готовым к самым непредсказуемым событиям. Так пандемия коронавируса, полностью изменила концепцию проекта. И только оперативность и гибкость позволила обновить концепцию с учетом новых вызовов», – заключает автор фотопроекта об удаленном обучении Максат Осмоналиев.

Проект реализован Максатом Осмоналиевым при поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан». Содержание данного материала является предметом ответственности автора проекта и не отражает точку зрения Фонда «Сорос-Кыргызстан».