Жилье представителям социально-уязвимых групп населения выдавалось единожды: в 2008 году – 225 квартир в Бишкеке, в 2018 году – 66 квартир в Оше. Однако 75 квартир в Бишкеке и 40 квартир в Оше были распределены посторонним людям. Ни в Бишкеке, ни в Оше муниципальные органы не ведут статистику бездомных – неизвестно их число и динамика. Данные из отчета по вопросам права на достаточное жилище. Исследование проведено в рамках проекта «Город доступного и безопасного жилья» Ошского филиала ОО «МЦ Интербилим» совместно с ОФ «Наше право» при поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан».

Сегодня в Бишкеке прошел круглый стол по обсуждению результатов социологического опроса по вопросам реализации права на достаточное жилище социально-уязвимых групп населения в период пандемии. В мероприятии приняли участие депутаты ЖК, представители Омбудсмена, МСУ и общественных организаций; эксперты и ЛОВЗ. Исследовательская компания ОО «Лига Инновационного Развития» и Ошский филиал ОО «МЦ Интербилим» представили презентацию результатов социологического опроса уязвимых групп населения: ЛОВЗ, дети-сироты, лица без определенного места жительства, а также получателей ипотечных кредитов о реализации их права на достаточное жилище в период пандемии.

Обеспечение прав граждан на достаточное жилище является значимой проблемой в Кыргызстане. А пандемия обнажила и усугубила существующие в жилищной сфере проблемы, в частности, касающиеся уязвимых категорий населения. Право на достаточное жилище уязвимых групп населения не обеспечивается в должной мере государственными и муниципальными органами и существует только на бумаге. Бездомные не рассматриваются органами власти как категория лиц, нуждающихся в достаточном жилище. Еще одна из проблем – ограниченный срок пользования приютами – 3-6 месяцев. Во время пандемии и введения ограничений на передвижение большинство бездомных не имели доступ к постоянному заработку, пропитанию, ночлегу, возможности помыться, медпомощи и подвергались преследованию милицией.

Несмотря на наличие норм в Конституции и Жилищном Кодексе КР, гарантирующих первостепенное право на достаточное жилище уязвимых категорий граждан страны, фактически, обеспечение этого права не реализуются. Отсутствуют какие-либо политики и программы, направленные на решение социальных вызовов, стоящих перед уязвимыми группами населения во время ЧС. А существующие жилищные программы Правительства КР направлены на платежеспособных граждан страны.

По результатам социологического опроса было выявлено, что основную долю респондентов составляют внутренние мигранты, переехавшие когда-то жить в города Бишкек и Ош. Наибольшая доля респондентов, кто переехал для проживания в города отмечается среди ЛОВЗ (82%) и лиц, взявших ипотечный кредит (74,%). Доля тех, кто проживает в Бишкеке и Оше с рождения немного больше среди лиц без определенного места жительства (41,8%) и выпускников детских домов (38,3%).

В завершении дискуссии, участники обсудили выводы и рекомендации социального опроса и оставили следующие рекомендации Правительству КР:
– рассмотреть в государственной программе Правительства КР «Мой Дом» на 2021-2026 гг. строительство социального жилья с учетом разных способов приобретения нуждающимися гражданами квартир, снижающие их стоимость на рынке недвижимости;
– включить механизмы поддержки выпускников детских домов и ЛОВЗ с возможностью полного финансирования покупки жилья на безвозмездной основе, либо покрытия 50% от общей суммы в государственной жилищной программе Правительства КР «Мой Дом» на 2021-2026 гг;
– поддержать проект МТСР по 3-летнему социальному сопровождению воспитанников детских интернатного типа после выпуска из детского дома с обеспечением временного жилья.