Сегодня отмечается Международный день защиты детей. Помимо прав на охрану здоровья, отдых, свободное выражение своего мнения и других прав, каждый ребенок в первую очередь имеет право на качественное образование, которое обеспечивается в обязательном порядке, и ему гарантируется получение бесплатного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Пандемия застала систему образования в Кыргызстане врасплох, население еще не было готово к дистанционному обучению. Пострадали от этого опыта все: и школьники, и учителя, и родители. Большинство школ не имеет опыта преподавания онлайн и организации онлайн-уроков. Родители не справлялись дома с детьми и не могли самостоятельно объяснить темы уроков. Им самим нужна была помощь в поиске новой работы после карантинных режимов, которые привели к сокращениям.

У Кенеша Арипова, жителя села Сосновка, пятеро детей. Четверо из них ходят в школу. Старший учится в восьмом классе, второй – в шестом, третий – в третьем, а младший – в первом. Младшему телефон не был нужен, так как первоклассникам было разрешено посещать школу, а остальные трое учились через один телефон. Кенеш занимается строительством, а его супруга подрабатывает на «поле», но этого недостаточно, чтобы обеспечить детей необходимым для дистанционного обучения. Собственного дома у них нет, все расходы уходят на питание и аренду квартиры. Видя, как трое детей не могли поделить телефон, у Кенеша разрывалось сердце.

Низкое качество интернет-соединения, отсутствие девайсов, отсутствие опыта обучения онлайн – это лишь часть проблем. Находясь постоянно дома, школьники не могли сосредоточиться на учебе, так как дома отвлекали младшие сестры и братья, домашние дела и озлобленные на ситуацию родители. Учителям же пришлось очень быстро адаптироваться под цифровой мир, который для них не так прост, как для молодого поколения. И это снова создавало стресс на всех. Даже отсутствие парты дома или хотя бы обычного кухонного стола раздражает и не дает школьникам сфокусироваться на обучении. Дети делают это сидя или лежа на полу, с тетрадкой поверх ковра и нескольких «жер тошоков».

Фотопроект Максата Осмоналиева при поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан» раскрывает реальную картину дистанционного обучения в регионах и обращает внимание государства и граждан на острую проблему системы образования. Пандемия коронавируса показала, что большая часть населения находится за чертой бедности и не обеспечена самым необходимым. Многие еще не приспособлены к жизни с девайсами, не обладают знаниями компьютерной грамотности или не знают, как пользоваться мессенджерами. Данный проект раскрывает глубокие проблемы в инфраструктуре образования и поднимает вопросы о бюджетных приоритетах на национальном и местных уровнях.

Эти и другие истории доступны в годовом отчете за 2020 год по ссылке.