Внедрение инклюзивного подхода в обучении детей в школах Кыргызстана вносит существенные изменения в организацию учебно-воспитательного процесса, ориентирует педагогов на поиск специальных методов в обучении всех обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных образовательных потребностей. Нововведения неизбежно приводят к повышению требований к деятельности учителя, расширению его функциональных обязанностей, изменению профессионально значимых качеств личности.
В рамках проекта Фонда Евразия Центральной Азии «Биздин Мектеп» реализуемого при финансовой поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан» проводится обмен опытом между педагогами из разных регионов нашей страны. Своим опытом по работе с детьми с нарушениями зрения активно делится учитель-тифлопедагог из г. ОшКирьянова Ирина Владиславовна. «Важная составляющая профессионально-личностной готовности педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, по мнению Ирины Владиславовны, — готовность к оказанию учебной помощи. Педагог несет ответственность за выбранные цели, задачи, содержание, методы обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так как изначально такой ребенок является более зависимым от педагогической помощи, чем нормально развивающиеся сверстники!».
Кирьянова Ирина Владиславовна рассказала педагогам об методике обучения устному счету слабовидящего ребенка. «Для обучения детей с нарушениями зрения обязательно используются счеты, арифметический ящик, абаки. Кубики, бруски и доски арифметического ящика используются при обучении счету и изучении нумерации. По заданию учителя ученик, к примеру, представляет с помощью счет, кубиков, брусков или абаков двузначное и трехзначное число, что способствует усвоению десятичного состава чисел». В рамках проекта «Биздин Мектеп» в Ресурсных центрах инклюзивного образования и на базе Межвузовской Лаборатории Инклюзивного образования педагоги г. Ош, г. Нарын, Чуйской области могут ознакомиться с технологиями по работе с детьми с нарушениями зрения.
Как отмечает директор Фонда Евразия Центральной Азии Анара Надирбекова: «Практика обучения показывает, что учащиеся с нарушениями зрения, в отличие от нормально видящих, встречают трудности, связанные с недостатком чувственного опыта. Поэтому, в рамках проекта Фонда Евразия Центральной Азии «Биздин мектеп» реализуемого при финансовой поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан» мы внедрили обучение педагогов навыкам изготовления и применения наглядных средств обучения. Все дети класса получат пользу от наглядных средств обучения на уроках математики. Сегодня в школе, одной из причин, затрудняющей работу учащихся над задачей, является отсутствие представления о ситуации задачи. Поэтому очень важно помочь учащимся представить жизненную ситуацию, научить правильно читать задачу, выделять числовые данные, усвоить содержание задачи. Для этого необходимо, чтобы школы были оснащены дидактическими и предметно-практическим материалом. Мы продолжаем настаивать необходимости внедрения Государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, который бы предусматривал создание развивающей и доступной среды обучения для каждого ребенка».
Справедливая школа
Не все семьи благополучны. Мы не знаем, с каким настроением приходит ребенок и чем оно вызвано. Эмоциональный фон является основой академической успешности. Ребенок хорошо учится, если у него все хорошо дома. Стигматизация, буллинг, моббинг — процессы, которые, к сожалению, сегодня есть в каждой школе нашей страны. Если ребенок стигматизирован, неважно, по какому признаку, он нуждается в психолого-педагогическом сопровождении. Кочкорова Гулжан Борубаевна работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья в г. Ош более 10 лет. Это и дети с детским церебральным параличом, с нарушениями зрения, с нарушениями речи. В рамках проекта Фонда Евразия Центральной Азии «Биздин мектеп» реализуемого при финансовой поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан» на базе Ресурсного центра инклюзивного образования в школе гимназии №18 оказывается информационная помощь для педагогов по организации воспитательной работы с детьми с ОВЗ. Гульжан Эже поделилась с педагогами своим опытом по психолого-педагогическим стратегиям, применяемым в воспитании и форсировании личности ребенка с образовательными потребностями. «Диагностика эмоционального состояния ребенка — первый этап работы, отмечает Кочкорова Гулжан, — затем, когда мы выясняем причину и саму травму у ребенка, разрабатываем коррекционную программу. Но мало работать только с ребенком, нужно работать с его окружением — сверстниками, родителями, учителями».
В рамках проекта Фонда Евразия Центральной Азии «Биздин мектеп» реализуемого при финансовой поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан» было издано методическое пособие на русском и кыргызском языках по работе с родителями детей с ОВЗ. Получив информацию о такой семье, составив план оказания ей помощи, разрабатываются рекомендации родителям, как следует ухаживать за таким ребенком, как его обучать. Традиционными стали Дни семьи, проводимые для укрепления взаимоотношений между родителями. На таких мероприятиях есть возможность распространения идей толерантности и создания дружелюбных отношений между детьми и родителями. Одним из действенных способов оказания помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, является «родительская группа»
«Не следует забывать, что образование — самый важный институт социализации. Родители оказывают влияние на ребенка своими высказываниями и воспитанием. Поэтому важно работать с родителями всех детей, чтобы формировать у них культуру восприятия инаковости другого ребенка, культуру трансляции своего знания инклюзии дома», — отмечает директор Фонда Евразия Центральной Азии Анара Надирбекова.
Семьи выбирают инклюзивные школы для того, чтобы их дети могли расширить свое общение с типично развивающимися сверстниками, а также получить возможность общаться с другими родителями и учителями.