В Международный день людей с инвалидностью, Образовательная программа Фонда «Сорос-Кыргызстан» представляет результаты сотрудничества по развитию и улучшению условий и методов внедрения инклюзивного образования вместе с партнерами и Министерством образования и науки КР. На сегодняшний день численность детей с ограниченными функциональными возможностями, обучающихся в дошкольных и школьных учебных заведениях за последние два года увеличилась на 7%.

Существенный вклад в реконструкцию нынешней образовательной модели вносят отдельные фонды и общественные организации. Внедряются новинки по организации, содержанию, методике и технологиям обучения. Например, в рамках проекта «Совершенствование системы образования для обучения и воспитания детей с инвалидностью», Министерство образования и науки КР вместе с Фондом Евразии Центральной Азии (ФЕЦА) при финансовой поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан» разработали методические рекомендации для педагогов общеобразовательных организаций по составлению индивидуального учебного плана.

Также, ФЕЦА при поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан» работает над сопровождением 140 детей со специальными образовательными потребностями на базе трех пилотных общеобразовательных организаций КР.

Валентин Дейчман, директор Образовательной программы Фонда «Сорос-Кыргызстан»: «Значительное число учащихся начальной школы сегодня имеют трудности с письмом, чтением, счетом. Прежде всего школа должна выяснять какие пробелы есть у каждого учащегося и создавать необходимые условия для ликвидации пробелов с опорой на сильные стороны. Поэтому существует необходимость в обучении учителей психолого-педагогической диагностике способностей и уровня развития ребенка».

Как отмечает директор Фонда Евразии Центральной Азии КР Анара Надирбекова: «Разработка методологии и методов обучения детей c инвалидностью и не только, является, несомненно, актуальной задачей для системы образования нашей страны, поскольку Кыргызская Республика ратифицировала Конвенцию ООН «О правах инвалидов», и нам нужно продолжать работу по созданию условий, обеспечить равные возможности для получения образования для всех».

Руководитель Фонда Евразии, также отметила, что сегодня ФЕЦА совместно с Фондом «Сорос-Кыргызстан» в сотрудничестве с Кыргызской Академией образования активно занимается разработкой методических инструментов для реализации инклюзивного образования. Одной из нынешних разработок стала программа обучения в коррекционных классах.

По словам заведующей Республиканской психолого-медико-педагогической консультации Романова Татьяна: «Многие педагоги испытывают затруднения в составлении индивидуальных учебных планов. Методические рекомендации будут способствовать повышению знаний педагогов по документированию образовательного маршрута учащегося, по адаптации учебной программы. Обучение на основе ИУП никак не ограничивает получение учащимся положенного объема знаний. По индивидуальным учебным планам осваиваются обычные образовательные программы в том числе и вспомогательная программа, просто в своём темпе, возможно с дополнительными коррекционными курсами».

В настоящее время Методические рекомендации находятся на рассмотрении в Кыргызской Академии образования и будут доступны педагогической общественности с января 2022 года.

СПРАВКА:

19 июля 2021 года в Кыргызской Республике принята и реализуется Программа к Концепции развития инклюзивного образования согласно Постановлению Правительства КР от 19 июля 2021 года. Данный документ разработан на основе действующей Конституции КР и Закона КР «Об образовании» и является основным документом, который регламентирует процесс внедрения инклюзивной образовательной модели в Кыргызстане и определяет целью — создание целостной, эффективно действующей системы и национальной модели включения в учебный процесс.

По словам начальника Управления школьного, внешкольного и дополнительного образования МОН КР Усеналиева Марата Джолдошбековича: «Поступательный процесс создания и совершенствования нормативной и правовой базы для внедрения инклюзивного образования в КР должен обеспечиваться материалами социологических и научных исследований, проводимых студентами, магистрантами, учеными вузов, специалистами неправительственных организаций, развивающих образовательные проекты. В рамках этих инициатив уже сейчас проводится изучение зарубежного опыта, начато исследование отношения различных общественных групп к идее инклюзивного образования студентами и магистрантами на базе межвузовской лаборатории инклюзивного образования КГУ им. И. Арабаева, частично проанализирована динамика статистических данных по детям, находящимся на надомной форме обучения. С помощью психолого-медико-педагогических консультаций определены масштабы «стихийного» и системного включения детей с ОВЗ в общеобразовательные дошкольные и школьные организации. В ходе этих исследований и обзоров существующей практики в регионах страны будет показан положительный опыт включения детей с ОВЗ в общеобразовательный процесс и будет выбрана оптимальная модель психолого-педагогического сопровождения учащихся в инклюзивном и специальном образовании».

Инклюзивное образование — это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучение ребенок с ОВЗ.

Индивидуальный учебный план (ИУП) — это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и специальных образовательных потребностей конкретного обучающегося с инвалидностью. Индивидуальный учебный план может отличаться от базисного перечнем предметов, последовательностью их изучения и трудоёмкостью. Главное, чтобы всё оставалось в рамках Государственного образовательного стандарта. Сейчас разработаны методические рекомендации к составлению ИУП для учащихся начальной школы.