Сегодня во всем мире отмечается Международный день женщин и девочек в науке. Поддерживать женщин в научно-технических сферах важно не только для них самих, но и для развития всей страны в целом.
В Кыргызстане все еще существует стигма вокруг возможностей девочек в научных и технических областях, а также и гендерный разрыв в этих сферах. По данным 2019 года, численность женщин в научной и технической деятельности — 3452, в то время как мужчин 8025 – в 2,3 раза больше. Данный разрыв также ощутим и в изучении программирования среди молодежи в регионах страны.
В 2021 году из пяти IT-лицеев в Токмоке, Таласе, Караколе, Нарыне и Кызыл-Кие было выпущено 62 студента, преимущественно мальчики. Проект пяти лицеев реализуется Фондом «Сорос-Кыргызстан» в партнерстве с Кыргызской Ассоциацией Разработчиков Программного Обеспечения и Услуг, продвигающие идею расширения возможностей молодежи в регионах, включая девочек в IT.
В рамках проекта была разработана учебная программа по профессии «Программист» для уровня начального и среднего профессионального образования; подготовлена инфраструктура для обучения, проведен ремонт в классах и привлечение координаторов, тренеров и менторов. На момент завершения проекта студенты-выпускники начали проходить практику в различных учреждениях своего города, где есть потребность в IT-специалистах.
Одной из этих учащихся в Таласском лицее №6 оказалась Кадырбекова Адинай, студентка 2-го курса. Адинай начала изучение IT с верстки сайтов HTML + CSS. Несмотря на отсутствие навыков работы на компьютере, она обладала пытливым и живым умом, а также стремлением к учебе и желанием постичь такой интересный и разнообразный мир информационных технологий. Подрабатывая официанткой на торжествах, она смогла купить свой первый ноутбук и практиковать полученные знания, тем самым успешно пройти на стажировку в Демир Банк. На данный момент, Адинай освоила азы верстки и занимается написанием одностраничных сайтов как портфолио и сайтов-визитных карточек. Случай Адинай это еще одна из множества историй, вдохновляющих девочек не поддаваться имеющимся в обществе предрассудкам и находить себя в разных сферах науки.
На данный момент, в проекте количество девочек, желающих изучать программирование, увеличилось. Например в том же Таласском лицее на первом курсе уже обучаются 6 девочек из 10 студентов.