Уже больше двух десятилетий 21 февраля отмечается Международный день родного языка. Этот день служит напоминанием о важности языкового и культурного разнообразия для гармоничного экономического и социального развития страны.
Будучи многоэтничным государством, Кыргызстан богат многоязычием своих граждан, а также разнообразием культур народностей, проживающих в стране. Родной язык каждой этнической группы является важным инструментом сохранения своего культурного наследия. Образование на родном языке играет основополагающую роль в протекции и практике языка его носителей.
В настоящий момент в Кыргызстане действуют школы с 4 языками обучения: кыргызским, русским, узбекским и таджикским. По данным 2019 года, 1 661 школа предоставляет обучение на одном языке и 601 школа – на нескольких языках. Обучение в многоязычном формате дает детям возможность сохранения культурной идентичности и усвоения государственного языка на уровне, необходимом для социализации личности.
В рамках программного компонента, направленного на поддержку развития системы многоязычного образования Фонд “Сорос-Кыргызстан” выступает в качестве партнера Министерства образования и науки КР в реализации Концепции и Комплексной программы многоязычного и поликультурного образования, а также содействует деятельности по реформе содержания образования.
Работа программы и разработка учебных материалов нацелены на школы и классы с русским, узбекским и таджикским языками обучения – государственному кыргызскому языку, а в школах/классах с кыргызским, узбекским и таджикским языками обучения – официальному языку, по выбору школьной администрации и родительского сообщества.
В 2021 году 80 школ и 60 дошкольных образовательных организаций получили поддержку в разработке методических и школьных материалов по многоязычию с учетом требований международных и национальных систем оценивания ОРТ, НООДУ, PISA. 5 ВУЗов и СПУЗов вовлечены в работу проекта по многоязычному образованию, включая разработку программ подготовки педагогов многоязычного образования для образовательных учреждений.
Внедрение моделей многоязычного обучения способствует позитивному социальному настроению, поддержанию этнокультурной идентичности одновременно с гражданской идентичностью для всех жителей страны.