Городское Управление здравоохранения мэрии города Бишкек (Горздрав) и Фонд «Сорос-Кыргызстан» подписали Меморандум о сотрудничестве в рамках проекта «Поддержка реагирования COVID-19 через горячую линию 118, управляемую данными» при финансовой поддержке ПРООН. Горздрав получит безвозмездную финансовую и техническую помощь для преобразования «Горячей линии 118» в устойчивую службу с расширенным функционалом. Горожанам будет предоставлена возможность по телефону получать первую медицинскую консультацию и не только по COVID-19, но и по другим заболеваниям.
В рамках подписываемого меморандума Фонд «Сорос-Кыргызстан» поможет Горздраву переоборудовать службу «Горячей линии 118» необходимой техникой (компьютерное оборудование, смартфоны, лицензированные ПО и др.), окажет консультационную поддержку в подготовке команды специалистов и в систематизации работы, включая тренинги, мониторинг и поддержка процессов.
Директор программы «Общественное здравоохранение» Фонда «Сорос-Кыргызстан» Илимбек Садыков отмечает, что одной из главных целей проекта является разгрузка служб здравоохранения г. Бишкек, особенно в экстренных ситуациях, как это случалось во время пандемии COVID-19 в 2020 и 2021 годах.
«Необходимо, чтобы пациенты с различными симптомами, кому нужно было пойти в поликлинику в обычных условиях, обращались через «Горячую линию 118» к врачам (удаленно) для первичной консультации», — рассказывает Илимбек Садыков.
Пандемия COVID-19 нанесла свой удар как по социальной сфере, так и по экономике. Однако больше всего пострадала система здравоохранения главным образом из-за того, что была перегружена и не смогла в полной мере обеспечить доступ населения к медицинским услугам. Служба «Горячая линия 118», созданная в партнерстве с мэрией города Бишкек, Фондом «Сорос-Кыргызстан», Швейцарским проектом реформы медицинского образования (MERP) и при дальнейшей поддержке странового офиса ПРООН в КР, в значительной степени помогла системе первичной медицинской помощи рассредоточить и распределять пациентов, выполняя основную функцию консультирования больных и сдерживания наплыва пациентов. Сложившая практика показывает, что люди очно обращаются в соответствующие организации по оказанию помощи, но ресурсов для обслуживания большого количества пациентов каждый день просто не хватает.
По сей день «Горячая линия 118» дополняет функции первичной медицинской помощи, помогая консультировать, распределять, направлять, диагностировать, назначать первичное лечение пациентам с COVID 19, а также оказывать обычную медицинскую помощь нуждающимся пациентам.
Согласно новому проекту, операторы «Горячей линии 118» будут ежедневно предоставлять консультативную помощь горожанам уже в более расширенном виде, включая:
- Прием обращений/звонков граждан, поступающих в адрес организации ПМСП посредством «Горячей линии 118», интернет-связи или направленных по почте;
- Регистрация обращений /звонков граждан в электронном журнале в базе данных системы Bitrix;
- Предоставление запрашиваемой от пациентов информации касательно COVID-19 и других заболеваний (гипертонической болезни, болезням сердечно-сосудистой системы, эндокринных заболеваний, инфекционных заболеваний и мер по безопасному поведению), другой первичной консультации по соматическим заболеваниям, сбор эпиданамнеза по установленной форме, заполнение электронной анкеты, предоставление рабочей информации по семейным врачам и расписание их работы;
- Проведение онлайн быстрой клинической оценки состояния пациента и передача информации мобильной бригаде или семейному врачу, которые решают тактику ведения пациента: оставить на самоизоляции, направить мобильную бригаду или к специалисту в зависимости от повода обращения;
- Обеспечение контроля за своевременным рассмотрением обращений по выезду мобильных команд и др.