25 мая 2022 года в Кыргызском Государственном университете им. И. Арабаева прошла IV Международная студенческая научно-практическая конференция «Вместе за инклюзию!». Конференция была организована в рамках проекта Фонда Евразия Центральной Азии «Биздин Мектеп», реализуемого при финансовой поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан».

Цель конференции — открытое обсуждение преподавателей и студентов проблем инклюзивного образования, выявление и распространение социальных и образовательных практик, отражающих опыт внедрения и развития инклюзии, а также определение перспектив развития инклюзивной политики, культуры и практики.

С приветственным словом к участникам конференции обратился ректор КГУ им. И. Арабаева д.и.н., профессор, лауреат Государственной премии КР Абдырахманов Төлөбек Абылович. В своем выступлении ректор отметил, что инклюзивное образование в Кыргызской Республике начинает развиваться как целостная система: от дошкольного до вузовского образования, при этом очень важна опора на опыт и серьезные научные исследования, в связи с чем пожелал студентам и магистрантам успехов в их будущей исследовательской работе.

Также участников приветствовала директор Фонда Евразии Центральной Азии Надирбекова Анара. Она подчеркнула: «В сфере подготовки педагогов к работе в инклюзивном процессе необходимо сотрудничество и созидательная работа, а главными задачами является обеспечение доступности и качества образования».

Среди приглашенных гостей в пленарном заседании выступили д. п. н., профессор университета «Мирас» Республики Казахстан Жолдосбеков Абдиманап Абразакович, к.п.н Дорохова Татьяна Сергеевна доцент кафедры Педагогики и педагогической компаративистики Уральского государственного педагогического университета, ведущий специалист Управления школьного внешкольного образования МОН КР Мамбетова Салтанат Сталбековна. В рамках пленарного заседания прошло обсуждение основных стратегий развития инклюзивного процесса и успешных практик инклюзии в образовании Республики Казахстан, Российской Федерации, Кыргызской Республики. Выступающие в своих докладах рассказали об объединении усилий науки, практики и общественности в развитии инклюзивного процесса в их странах. Особое внимание докладчики из Казахстана и РФ посвятили вопросу обучения студентов с инвалидностью в своем регионе.

Дальнейшая работа прошла в трех секциях «Современные технологии и подходы в инклюзивном образовательном пространстве», «Психолого-педагогическое сопровождение участников инклюзивного образовательного процесса», «Формирование инклюзивной культуры, реализация прав и организация социальной поддержки детей с инвалидностью». Студенты — участники тематических секций конференции выступили с 50 устными докладами, выделили проблемы инклюзивного трудоустройства выпускников с инвалидностью, раскрыли вопросы профориентации школьников с инвалидностью, организации социального партнерства в становлении и развитии инклюзивного образования в школе между родителями и педагогами. Магистранты и студенты затронули вопросы, касающиеся диагностики развития соматосенсорной системы детей, развития мотивации достижения у школьников с нарушениями слуха и зрения, представили макеты программ и уроков для школы по социально-коммуникативному развитию школьников с нарушением интеллекта.

Все мероприятия конференции прошли в очном и онлайн-формате. Доклады участников будут опубликованы в специальном выпуске научного Вестника КГУ им. И.Арабаева.

«Очень важно, чтобы каждый студент прежде чем станет педагогом смог заявить о себе, рассказать о своей деятельности, достижениях и трудностях», — отметил заведующий Межвузовской Лаборатории инклюзивного образования КГУ им. И. Арабаева к.п.н., профессор Тилекеев Кенеш Муктарович. «И сегодня, благодаря работе Межвузовской Лаборатории инклюзивного образования организованной на факультете педагогики в КГУ им. И. Арабаева в рамках проекта ФЕЦА реализуемого при финансовой поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан», у студентов и магистрантов не только нашей страны, но и всего региона есть возможность для диалога и презентации педагогических достижений в области инклюзии».