Получение образования детьми с инвалидностью является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества.
В целях реализации условий по обеспечению доступа к образованию детей с инвалидностью Министерством образования и науки Кыргызской Республики и Фондом Евразия Центральной Азии 8 декабря 2022 года организована встреча по обмену опытом в гибридном формате. В рамках сотрудничества с ФЕЦА, Фондом «Сорос-Кыргызстан» и Министерства образования и науки КР реализованы ряд мероприятий по созданию межвузовских лабораторий инклюзивного образования, ресурсных центров инклюзивного образования и др.
Мероприятие объединило представителей административных районных, руководителей образовательных организаций, педагогов 56 пилотных общеобразовательных организаций. Участники обсудили актуальные вопросы инклюзивного образования. Данная встреча — также и площадка по обмену лучшими практиками инклюзивного образования. Участники поделились успехами и трудностями на местах, в свободном формате рассказали о своих педагогических достижениях, а также высказали свои предложения по дальнейшему развитию инклюзивного образования в КР. Также, обсуждены совместные шаги стратегического планирования инклюзивного образования. В программе встречи предусмотрено выступление специалистов — педагогов, психологов по темам: «Повышение эффективности взаимодействия педагогов с учениками, с родителями», Создание внутришкольной команды по работе с родительским сообществом через психологические инструменты». Каждый участник получил материалы по разработке и реализации программы развития инклюзивного образования в своей школе.
В 2022 году в 20 школах страны введена должность помощник педагога и был реализован индивидуальный план обучения для детей с образовательными потребностями. Сейчас в пилоте участвуют 56 школ. Для повышения компетентности педагогов каждый вторник и четверг в 13.00 на площадке Zoom meeting проводится обучение педагогов пилотных школ командой специалистов и экспертов по инклюзивному образованию. В программе онлайн встреч в течение 2022-2023 учебного года предусмотрены практико-ориентированные семинары по темам: «Инновационные подходы и технологии интеграции в работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития», «Психолого-педагогические технологии инклюзивного образования», «Роль ПМПК в развитии инклюзивного образования», «Деятельность ресурсного центра по развитию инклюзивного образования», «Формирование социально-психологической готовности к принятию детей с ОВЗ», «Индивидуализация образовательного процесса в школе, реализующей инклюзивную практику», «Психолого-педагогическое сопровождение образования», «Инструменты оценки качества инклюзивного образования.» и т.д.
Консолидация усилий педагогического сообщества, представителей общественных организаций и органов государственной власти в сфере образования по вопросам развития инклюзивной культуры и практики на всех уровнях будут способствовать реализации права каждого ребенка в Кыргызстане на образование.