Реалити–шоу «Место под солнцем»: ветер перемен

Реалити–шоу «Место под солнцем»: ветер перемен
В Кыргызстане на ОТРК завершается уникальный проект — программа о том, как можно в телепередаче пройти все этапы найма на работу и устроиться в престижную компанию. Без денег и блата.

Джинн идей
Создателями проекта — программы “Место под солнцем” — стали молодые люди. Среди тех, кто двигает передачу, — общественный фонд Crossroads Central Asia, центр карьеры АУЦА. И, конечно, “головной мозг”, — руководитель и ведущая Гульнура Торалиева. Она же является деканом факультета журналистики и массовых коммуникаций АУЦА.
— Идея зрела давно. Работая в АУЦА, столкнулась с проблемой, что даже самые конкурентоспособные студенты и выпускники испытывают трудности при найме на работу. Разработать концепцию программы во многом помог личный опыт, так как приходилось работать в международных проектах, сталкиваясь с проведением собеседования. Кроме того, во время учебы в магистратуре в Лондоне посещала все мероприятия в центре карьеры в университете. Также в самом АУЦА достаточно продвинутый карьерный центр. И в совокупности это все позволило начать реализовывать проект. Причем сразу возникла идея создания реалити–шоу на телевидении. Хотелось воодушевить людей и вселить надежду, что можно устроиться на хорошую работу, — рассказала Торалиева.
Что касается спонсоров, то небольшую сумму выделила молодежная программа фонда “Сорос — Кыргызстан”. Главный спонсор — ОТРК и директор телерадиокомпании Кубат Оторбаев, предоставивший эфирное время, студии и человеческий ресурс. Как выяснилось, глава ОТРК лично поддержал идею создания программы, так как она ложится в концепцию общественного телевидения, и это социально ориентированный проект. Есть у проекта и пара спонсоров из числа коммерческих организаций.

С оглядкой на Запад
В чем смысл этого полугодового проекта, в котором участвовали 60 человек, а 30 трудоустроены? Передача создавалась, чтобы продвинуть идею прозрачного найма кадров среди молодежи. Важно еще продвижение идеи социальной ответственности бизнеса и повышения потенциала молодых людей в части построения собственной карьеры. Но в обществе царит огромное недоверие к тому, что можно честно, без связей получить стабильную нормальную работу.
— Неприятно, когда не верят, что участники программы на самом деле честно трудоустроились. Поэтому мы решили подготовить отдельную передачу, проехав по местам работы новоиспеченных сотрудников. И рассказать, как они стали новыми специалистами частных компаний, как им работается на новом месте, — пояснила Гульнура.
Набор проходил следующим образом. Руководство проекта просило компанию предоставить вакансию, которая соответствовала бы возрасту и опыту молодых людей. Далее создатели телепередачи рекламировали вакансию на ОТРК, на страницах в соцсетях, рассылая также данные по вузам и центрам карьеры, собирая на электронную почту проекта резюме, которые отправлялись работодателю. Кстати, проект был представлен на двух ярмарках вакансий. За кадром также остался подготовительный этап — собеседование представителей компании и проекта, после которого отбирались шестеро участников программы.
Оказывается, на всякий случай двоих организаторы брали в резерв. Как–то одному парню перед съемками на футболе поставили фингал, поэтому он отказался от участия в телепередаче.
Уже во время съемок претенденты выполняли два задания, которые придумывали эксперты из карьерного центра АУЦА. В основном молодым людям предлагают сделать презентации и решить какие–то задачи — case–study. Например, как–то участники ломали голову над маркетинговой стратегией для нового продукта компании. В другой раз молодым людям устраивали блиц–опросы на знание специфики деятельности предприятия, куда участники хотели устроиться на работу. Третий тур — это всегда собеседование, когда каждый из 8–9 членов жюри из числа представителей разных компаний задавал вопросы конкурсанту.
— Эта попытка представить западную модель комитета по подбору кадров (search committee). Члены жюри также дают рекомендации, говорят, каких ошибок не надо в дальнейшем допускать на собеседованиях, высказывают мнение, кого бы из участников они взяли на работу и почему, — пояснила Гульнура. — Также в ходе проекта проходили экскурсии в компании, демонстрировались условия работы и принципы найма персонала. Кстати, туры в компании — обязательная часть деятельности центров карьеры, давно существующих на Западе.
Интересными для зрителей и участников были игровые ситуации. На программу трижды приглашали актера, который изображал разных клиентов. А претенденты пытались по буклетам рассказать об услугах, предоставляемых той или иной компанией.
В итоге программа наглядно показала все аспекты, которые должны знать молодые люди при поиске работы. Ведь работодатели жалуются, что многие претенденты на вакантную должность неправильно пишут резюме и не умеют себя продавать. Помимо студийной записи, молодежь Кыргызстана могла посмотреть две рубрики: “Строим карьеру” и “История успеха”. Основной смысл первой — получение информации о том, как строить и планировать карьеру, писать резюме, проходить собеседование, искать работу, получать дополнительное образование.
Во второй рубрике принципиальным было показать людей, которые шли по карьерной лестнице сами. Это пример для тех скептиков, которые уверены, что без блата и денег никуда не продвинешься.

Через тернии к прайм–тайму
По словам организаторов, это очень сложный проект, потому что приходилось работать со многими людьми. С компаниями–работодателями тоже шли долгие переговоры, многих было тяжело уговорить участвовать в шоу. Некоторые ссылались на то, что HR–отделу (современному отделу кадров) некогда заниматься такими вещами. Тем не менее большим успехом “Места под солнцем” они называют то, что некоторые руководители предприятий решались взять больше человек на работу, чем планировали раньше.
Кстати, одним из главных препятствий на пути к успешному осуществлению проекта стали президентские выборы, а точнее, агитационная кампания кандидатов в президенты, активно проводившаяся посредством ОТРК. С начала октября ЦИК официально забронировал вечернее время всех будних дней для проведения теледебатов кандидатов в президенты, а также их индивидуальных выступлений–обращений к гражданам страны. В связи с этим в течение трех недель программа “Место под солнцем” не транслировалась. Также студийная запись всех программ ОТРК была заморожена на этот срок, потому что студия была оборудована для проведения теледебатов. Декорации были установлены и не могли быть демонтированы на этот период. После окончания президентских выборов съемки и показ передач возобновились.
Проект близится к завершению. Осталось показать обзорные программы. Что касается второго этапа съемок, то организаторы пока эту тему тщательно не обдумывали. Хотя многие зрители, особенно из регионов, мечтают, чтобы и у них появился шанс засветиться на ТВ и получить престижную работу.

  • блиц
    Назира Сарпашова сначала испытывала боязнь микрофона и того, что ее оценивает много людей. Даже не хотела, чтобы передачу смотрели знакомые, и никому не говорила о выходе ее в эфир. Несмотря на это, все потом замучили ее звонками — это доказывает, что передача популярная. После участия в программе много чего поменялось в ее жизни. Получилось так, что она прошла всего лишь однодневную стажировку в офисе одного из сотовых операторов, потом ей позвонили из крупной иностранной компании, куда она ранее отправляла резюме, и предложили приступить к работе над новым проектом. Девушка, естественно, согласилась и очень довольна.
    Анастасии Чирковой участие в программе помогло осознать, что человек при желании и стремлении может достичь своих целей. Во время съемок программы ей посчастливилось познакомиться с такими высококвалифицированными профессионалами своего дела, которые своим примером показали участникам проекта, что они могут добиться целей и что участвовать на телевидении в таком серьезном проекте не страшно, а даже весело и интересно. И самое главное — они помогли поверить в себя, преодолеть страх перед камерами, жюри.

    Кундуз Бакытова:
    — Впечатления от работы, которую получила благодаря участию в телепередаче, неоднозначные. Вначале было сложновато, так как не имела ни малейшего представления о сущности гостиничного бизнеса. Даже сегодня не могу сказать, что все легко, но я стараюсь всему быстрее научиться. Благодарна коллегам, которые мне в этом помогают.

    Камила Алыкулова:
    — Я принимала участие в программе в качестве соискателя на должность специалиста офиса обслуживания и продаж одной из сотовых компаний. По результатам второго тура меня пригласили на стажировку с последующим трудоустройством. Но, к сожалению, мне пришлось отказаться от работы из–за неудобного графика. Так как я еще учусь, то работать могу лишь в первой половине дня. Но тем не менее я не жалею о своем участии в проекте.
    Дина МАСЛОВА.
    Фото с официальной страницы проекта на Facebook.

    «Вечерний Бишкек», 27 января 2012 года.

  • Последние новости

    Вакансии, Новости

    Конкурс на должность координатора программы «Гражданское участие»
    23.04.2019

    Вакансии, Новости

    Конкурс на замещение должности специалиста проекта «Устранение правовых барьеров. Фаза 2» на неполный рабочий день
    19.04.2019

    Вакансии, Новости

    Конкурс на замещение должности специалиста проекта «Устранение правовых барьеров»
    19.04.2019