«Эже, мы сегодня в школу идем?»

Кенжегуль Бектемирова — социальный педагог в школе села Мин-Булак Нарынской области. Стать учителем Кенжегуль мечтала с детства, и с соседскими детьми у кого-нибудь дома играла в школу. Из тетрадок делала ученикам дневники и за каждый урок ставила оценки.

Окончив педагогический институт, Кенжегуль стала учительницей кыргызского языка в родном селе. Проработав 8 лет в школе, Кенжегуль согласилась взять дополнительные часы для надомного обучения. Один ученик особенно привлек внимание Кенжегуль.

«Пришла я первый раз к Болоту, у него церебральный паралич, и увидела такую картину: в маленькой комнате за столом сидит мальчик, который с большим усердием — видно было, что ему трудно — очень медленно пишет. Пальцы его плохо сгибаются, он весь вспотел от усилий, которые прикладывал, чтобы вывести буквы. Я с ним начала заниматься, мальчик был очень способный, и я совсем смутилась, когда его отец, придя домой сказал: «Что его учить, все равно дома сидеть будет до самой старости. Никто с моим сыном не будет общаться». Болот услышал слова отца, весь сжался и заплакал, а я, чтобы успокоить, шепнула мальчику: «Не плачь, ты пойдешь в школу». Сказала и сама забыла. А когда в следующий раз пришла, Болот меня спрашивает: «Эже, мы сегодня в школу идем?», мне стыдно стало, и я подумала – а почему бы действительно ему не пойти в школу?

Кенжегуль вспомнила, что в СШ №7 г. Нарын проводили семинар для учителей, и был открыт ресурсный центр по инклюзивному образовании, и поехала в Нарын для встречи с Шаймуратовой Турдубу, защитницей интересов детей с ОВЗ, которая посоветовала не только Болота, но и других детей в школу привести, всех, кто в селе школу не посещает. Кенжегуль вернулась в село, подошла к директору и предложила: «Агай, можно я детей, у которых есть нарушения, в школу приведу?», а в ответ услышала: «Приводи, но сама за них будешь отвечать, я тебе предлагаю быть социальным педагогом, а то никто из учителей не хочет». Кенжегуль согласилась, знала, что никто не хочет, так как у социального педагога зарплата меньше, чем у учителя – «предметника», а рабочий день дольше. Но отступать было уже нельзя. Вот так Кенжегуль в 2012 году стала работать с детьми как социальный педагог.

«Болот был первым моим инклюзивным учеником, за ним еще троих детей привела в школу. Они были с ментальными нарушениями. Ученики других классов останавливались, когда дети проходили, чтобы посмотреть на них как на диковинку. На лицах учащихся читалось любопытство, у некоторых — неприязнь. Тем важнее для меня было победить это предубеждение, справиться со стереотипами, и я твердо решила этого достичь. Стала проводить мероприятия, чтобы дети были вместе, общались. Организовала школьный клуб, привлекла в него старшеклассников как волонтеров. Постоянно ездила на обучение и посетила все семинары, которые проводил Фонд Евразия Центральной Азии при поддержке Фонда «Сорос – Кыргызстан» в г. Нарын. К нам в село приезжали узкие специалисты, провели обследование детей, дали нашим педагогам, медсестрам и родителям рекомендации. Мы смогли провести Дни семьи, такие мероприятия укрепляли взаимоотношения в семьях, родители узнали много новой информации о воспитании детей».

Сегодня Кенжегуль ведёт индивидуальную работу, посещает семьи детей, проводит разъяснительную работу с родителями, контролирует явку детей на занятия, помогает в выборе увлечений. По работе она сотрудничает с органами социальной защиты, советом аксакалов.

Как отметила исполнительный директор Фонда Евразия Центральной Азии Надирбекова Анара: «Кенжегуль приходится через себя пропускать проблемы родителей и учеников из школы, вникать в семейные конфликты. Зато сколько позитивных чувств она получает за эти шесть лет, когда удаётся реально помочь ребёнку и его семье. Ее первый в инклюзивном опыте ученик Болот заканчивает в этом году десятый класс».

Директор школы очень ценит Кенжегуль: «Как социальный педагог, она всегда и везде старается представлять и защищать интересы ребёнка, посещает вместе с ним нужные инстанции, возит в больницу г. Нарын. В семьях многих наших учащихся существуют социальные проблемы, иногда Кенжегуль сталкивалась с равнодушием неблагополучных родителей, с чёрствым отношением окружающих к их проблемам. Но мы все видим, она решает любой вопрос и очень любит свою работу».

 

Фонд Евразия Центральной Азии при поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан» оказали школе и селу Мин-Булак помощь в реализации инициатив инклюзивного образования, а также предоставили информационную и методическую поддержку социальному педагогу Бектемировой Кенжегуль в работе с родителями, педагогами и школьниками.

Образовательная программа Фонда «Сорос – Кыргызстан» поддерживает инициативы, направленные на создание условий для улучшения доступа к образованию для детей со специальными образовательными потребностями и для детей из социально-уязвимых слоев общества. Работа направлена на объединение ресурсов государственных органов, гражданского сектора и образовательных организаций с целью реализации задач, направленных на разработку и внедрение целостной модели инклюзивного образования в Кыргызской Республике. Образование должно быть доступно для каждого ребенка!

 

 

Последние новости

Инклюзивное образование, Новости, Открытые образовательные ресурсы

У слепых и слабовидящих учащихся в КР появилась возможность самостоятельно готовиться к поступлению в вузы страны
29.07.2019

Истории успеха

Химая: история одного шелтера
25.07.2019

Истории успеха, Мероприятия, Новости

Фонд «Сорос-Кыргызстан» приглашает на рабочую встречу по реализации Закона КР «О государственном социальном заказе»
24.07.2019