Его участники — представители Азербайджана,  Венгрии, Казахстана,  Литвы, Монголии, Таджикистана, Украины и Кыргызстана — поделятся опытом внедрения принципов общественной политики в систему государственного управления, обсудят механизмы взаимодействия гражданского общества и официальных структур.

 

Общественная политика, технологии которой еще, очевидно, предстоит освоить в Кыргызстане, предусматривает учет интересов разных общественных групп в процессе принятия решений на всех уровнях государственного и муниципального управления. Каждый шаг управленческого воздействия достигнет цели,  если будет соотноситься с суммой общественных интересов. Международные форматы общественной политики (public policy) заключаются в умении власти работать с согласованием требований различных «групп интересов», вести диалог с широкой общественностью. А для этого необходимо создание определенных звеньев в министерствах и ведомствах, которые могли бы осуществлять такие функции,  иметь анализ возможных вариантов принятия решений и точно представлять, какие ресурсы понадобятся при принятии того или иного варианта решения. Тогда у гражданского общества появится возможность добиваться своих целей не путем круглосуточного «дежурства» у «Белого дома», а за счет цивилизованных форм контроля деятельности государственной машины. А сильные общественные организации и политические партии начнут эффективно взаимодействовать с властями не в режиме сиюминутных требований, а в процессе последовательных процедур.

Если общество будет уверено, что позиции всех социальных групп учтены, то митинги и пикеты, которые стали уже притчей во языцех, просто не понадобятся. И власть сможет в рабочей, а в не экстремальной обстановке требовать уступок от влиятельных групп, согласовывать противоречивые позиции и в конечном счете  защищать государственные и общественные интересы и стабильность.

Но обеспечение единого правительственного курса, стабильности и порядка при условии существования разных легитимных групп интересов оказывается делом в сотни раз более сложным, чем при тоталитарном режиме. Ситуация усложняется еще и необходимостью учитывать законы рыночной экономики, которая оперирует не приказами и распоряжениями, а стимулами и ограничениями. К тому же управленцам необходимо вписываться в международные стандарты, потому что Кыргызстан последовательно старается войти в мировую систему хозяйствования.  Все это требует принципиально новых процедур управления,  которые в состоянии учитывать общую структуру общества. А она в ближайшем будущем может выглядеть так: государственная власть, оппозиция, аналитические центры, которые могут взвесить и показать преимущества различных программ действия, а также СМИ, организующие массовую коммуникацию.

Технологии общественной политики свободны от идеологии и сводят к минимуму субъективный фактор управленческой деятельности. Риск принятия невыгодных для общества решений тем ниже, чем более открыты и прозрачны критерии и процедуры. Если еще два-три года назад власть лишь имитировала диалог с общественностью, то март 2005 года и последующие события показали определенный уровень дискуссионных «площадок» в разных регионах республики.  Однако необдуманные и неподготовленные решения, к сожалению, продолжают оставаться «визитной карточкой» многих политиков. В результате актуальным становится вопрос о реформе системы принятия решений. В качестве одного из основных путей можно назвать как раз более широкое использование в управленческой  практике механизмов общественной политики.

Эти механизмы, успешно применяемые в демократических странах, способны подготовить и провести процесс обсуждения так, чтобы эмоциональный «перегрев» и личные амбиции каждого из участников общественного диалога не мешали конструктивным переговорам. В случае внедрения форматов общественной политики потребуется их «привязка» к отечественной практике, где такое явление, как администрация, восприимчивая к нововведениям в области управления, встречается еще редко. Поэтому до сегодняшнего дня и не реализована возможность открытого разговора с собственным народом.

Практике объединения общих ресурсов, идей и опыта обычно предшествует кризисная ситуация, которую совсем недавно пережил Кыргызстан. Между тем риски и угрозы разрешимы, если в стране действует культура договора между властью и оппозицией, бизнесом и чиновниками и дру