По словам пациентов, система общественного здравоохранения Кыргызстана пренебрегает их правами.

Подготовлены отчеты, свидетельствующие о повсеместных нарушениях прав пациентов в стране

20 ноября в информационном агентстве АКИпресс состоялась пресс-конференция, посвященная презентации четырех отчетов по правам пациентов из числа уязвимых групп при получении медицинских услуг. На пресс-конференции выступили представители четырех НПО Лев Бабенко, Шахназ Исламова, Гульнур Минбаева, Гульмира Казакунова, Исполнительный директор Фонда «Сорос-Кыргызстан» Кумар Бекболотов, Дэниел Вульф, Директор Международной программы Снижения вреда и Джонатан Коэн, директор программы Право и Здоровье Института Открытого общества.

 
Опубликованные сегодня отчеты регистрируют шокирующие случаи нарушений прав человека в медицинских учреждениях страны.

 
«В системе общественного здравоохранения Кыргызстана наблюдается необходимость серьезных улучшений, касающихся вопроса защиты прав пациентов», — говорит Кумар Бекболотов, исполнительный директор Фонда «Сорос-Кыргызстан», финансировавшего проведение данных исследований совместно с Институтом «Открытое общество» в Нью-Йорке.  «Мы не можем говорить о здоровом обществе до тех пор, пока власти не обеспечат проявление элементарного уважения к пациентам, проходящим лечение в стенах медицинских учреждений страны.  Доступ к адекватным медицинским услугам должен быть предоставлен всем и особенно самым уязвимым представителям нашего общества», — добавляет Бекболотов.

В основу подготовленных отчетов легли исследования, проведенные четырьмя неправительственными организациями Кыргызстана.  Эти организации работают с представителями уязвимых слоев общества, в том числе с людьми с проблемами психического и физического здоровья, секс-работниками и наркопотребителями.

 Исследования, проведенные в Бишкеке, Оше, Джалал-Абаде и в Иссык–Кульской области, показали, что медицинские работники зачастую отказывают в оказании медицинской помощи представителям социально-уязвимых групп, подвергают их многочисленным оскорблениям и не соблюдают элементарные требования к качеству ухода, обязательные для обеспечения сохранения здоровья пациентов.  В то же время, работники медучреждений работают в экстремальных условиях, не имея в своем распоряжении необходимых лекарственных средств и расходных материалов, и при этом получая мизерные зарплаты.

 В своем отчете группа «Равенство», работающая в Иссык–Кульской области с людьми, живущими с инвалидностью, сообщает о грубых и оскорбляющих человеческое достоинство нарушениях прав женщин-инвалидов, включая принудительную стерилизацию.  Так, например, тридцатитрехлетняя женщина с травмой позвоночника была стерилизована врачом после того, как она родила здорового ребенка. Врачи не заручились согласием пациентки на операцию, и ей стало известно о том, что с ней произошло только по истечении нескольких месяцев.

 В ходе проведения исследований стали известны случаи, когда медработники открыто демонстрировали враждебность к своим пациентам или отказывали им в лечении.  В отчете, подготовленном организацией «Аман плюс», сообщается о широко распространенной дискриминации наркопотребителей со стороны медицинского персонала.  Организация приводит пример, когда врач в Бишкеке отказался предоставить медицинскую помощь женщине с абсцессом на ноге, ссылаясь на то, что она «наркоманка».  Женщину приняли в больницу только после того, как знакомый организации профессор походатайствовал за нее от своего имени. Кроме того, один из врачей, опрошенных сотрудниками «Аман плюс», заявил, что наркопотребители должны подвергаться принудительной эвтаназии.

 Служба скорой помощи  является одной из наиболее необходимых медицинских услуг, которыми  государство может обеспечить своих граждан. Однако отчет организации «Мусаада» показывает, что зачастую
в Кыргызстане работники этой службы действуют по собственному усмотрению, принимая решение о том, на какие вызовы реагировать. Так диспетчеры служб скорой помощи часто отказываются оформлять вызов в случаях передозировок, которые без своевременного медицинского вмешательства, как правило, заканчиваются смертельным исходом.  На вызовы о предоставлении первой медицинской помощи секс-работницам, медики приезжали поздно или требовали деньги за помощь, которая должна оказываться бесплатно.

 Закон Кыргызской Республики признает право человека на получение достойной и доступной медицинской помощи. Об этом праве подробно говорится и в подписанных Кыргызстаном международных соглашениях. Но подготовленные сегодня отчеты указывают на то, что исполнение данных обязательств еще не перешло от слов к делу.

 «Эти исследования обрисовывают систему здравоохранения, где отсутствует подотчетность и где грубейшие нарушения прав представителей уязвимых групп остаются абсолютно безнаказанными», — говорит Джонатан Коэн, директор программы «Закон и здоровье» Института «Открытое общество». По его мнению, система здравоохранения должна способствовать соблюдению, а не нарушению прав человека.

 Организация «Диарон», проводившая исследование о нарушении прав людей с психическими расстройствами в Джалал-Абадской области, обнаружила, что врачи часто не считают нужным информировать своих пациентов об их диагнозе и не обсуждают с ними возможные способы лечения. Кроме того, медперсонал практически никогда не обсуждает с пациентами их права. В отчете «Диарона» содержатся рекомендации правительству Кыргызстана, в том числе просьба предпринять необходимые шаги по обеспечению пациентов информацией об их  правах.

 «Объяснение пациентам их прав в понятном им формате должно быть непосредственной обязанностью любого врача», считает Гульнур Минбаева из организации «Диарон». «Министерство Здравоохранения Кыргызской Республики должно принять необходимые меры, направленные на соблюдение основополагающих прав человека. Эти меры должны включить развитие программ психиатрического ухода и социальной реабилитации не требующих обязательной госпитализации».

 Отчеты, опубликованные сегодня, являются первой попыткой засвидетельствовать систематические нарушения прав пациента в странах Центральной Азии. Представители Института «Открытое общество» и авторы отчетов открыты к диалогу с властями о поиске возможных решений.