“Прозрачная энергетика: путь с барьерами” — круглый стол под таким названием прошел в Бишкеке с участием специалистов Министерства энергетики и ряда неправительственных организаций. Мнениям и предложениям последних было уделено особое внимание — ведь, как заявляют в этом ведомстве, развивать отрасль оно отныне намерено в опоре на гражданский сектор и в тесной взаимосвязи с ним.
— Стратегически важная для Кыргызстана энергетика была и остается сосредоточием интересов многих сторон. Но сама она испытывает сегодня большие трудности, в числе которых — износ оборудования, дефицит кадров и финансов для строительства объектов, хронические неплатежи потребителей услуг, многое другое, — констатирует директор департамента топливно–энергетического комплекса (ТЭК) Минэнерго Айгуль Султанкулова. — К сожалению, долгое время реальная ситуация в энергетике, тарифная политика, результаты борьбы с техническими и коммерческими потерями в большей степени были информацией для служебного пользования, нежели публичной. Но теперь положение заметно меняется. И гражданское общество, и СМИ все настойчивее добиваются доступа к таким сведениям, чтобы данный сектор экономики стал прозрачнее, а значит, менее коррумпированным.
Важнейшую роль в этом деле, считает Султанкулова, призван сыграть недавно созданный, при министерстве наблюдательный совет по продвижению Инициативы прозрачности в энергетике. А истинную ситуацию в ней поможет выявить проводимый сейчас международными специалистами аудит, масштабов которого еще не знал независимый Кыргызстан.
— В последние месяцы нами была проделана большая работа с организациями гражданского общества, имеющими опыт работы в повышении прозрачности энергосектора, с экспертами. Для того чтобы определить общие цели и задачи по улучшению ситуации в отрасли, — поделился Нурлан Джолдошев, директор программы по бюджетной прозрачности и подотчетности Фонда “СоросКыргызстан”. — Считаю, что эти НПО тоже сыграли свою роль в появлении президентского указа об Инициативе прозрачности в энергетике. Ведь с нынешним главой государства Розой Исаковной Отунбаевой мы взаимодействовали по данным проблемам еще в бытность ее депутатом Жогорку Кенеша. А теперь свои задачи видим в налаживании конструктивного диалога и внутри наблюдательного совета, и в установлении его успешного взаимодействия с заинтересованными государственными и общественными структурами.
В этих целях, по словам Джолдошева, запускается несколько новых проектов с участием самих потребителей, которые на своем уровне должны выработать полезные рекомендации. Необходимой видится консолидация их и в бытовом, и в бизнес–секторах, последующее объединение в некую коалицию, которая могла бы выступать с конструктивной критикой, заявлять о претензиях, давать дельные предложения.
— Мы тоже включились в такую работу, — сообщил Мирлан Мулкубатов, ассистент Центра общественных технологий. — Вначале проводили, работая среди населения в ряде регионов страны, сбор первичной информации. Потом анализировали ее совместно с экспертами, специалистами Минэнерго. В результате было сформировано шесть рабочих групп, которые занялись выработкой и продвижением конкретных предложений. И некоторые из них уже пригодились на ряде объектов отрасли.
Весьма серьезный настрой — у самого наблюдательного совета. Он, как заявил член НС, эксперт администрации президента КР по вопросам энергетики Николай Кравцов, сосредоточит внимание и на эффективности принимаемых ведомством решений, и на их соответствии мерам, инициируемым сейчас в отношении отрасли руководством страны.
— Уже разработан проект программы развития отрасли в соответствии с указами главы государства. Он трехуровневый, включает планы для министерства, для энергокомпаний и для департамента ТЭК Минэнерго как регулятора и координатора многих процессов в энергетической сфере, — говорит Кравцов. — Теперь предлагается данный вариант вынести на рассмотрение и утверждение наблюдательным советом, с внесением рекомендаций, если необходимость в них возникнет.
Правда, сроки реализации программы еще не установлены, но обозначены основные компоненты ее: аудит, анализ хозяйственной деятельности, принципы формирования тарифной политики. Департамент ТЭК будет выступать в качестве арбитра между субъектами отрасли и потребителями. А наблюдательный совет — участвовать в обсуждении всех вопросов, связанных с деятельностью министерства, компаний, их взаимодействием и так далее. Намерен НС активно действовать и на других направлениях.
— За 16 лет в отрасль было привлечено грантовой и технической помощи на 390 миллионов долларов. Но общество в недоумении: куда же делись такие деньги, почему не ощущаются результаты от их использования? Так что вплотную займемся и проблемой привлечения, реализации внешних заимствований, — продолжает эксперт администрации президента. — Сегодня также некоторые компании заявляют о получении неплохих прибылей. С одной стороны, это радует, с другой — настораживает. Еще недавно они сетовали по поводу своего бедственного положения — и вдруг такой решительный поворот к лучшему. Как, за счет чего он стал возможен, не искажалась ли прежняя информация о положении дел в субъектах отрасли? Естественно, не останутся без внимания и проблемы коррупции, нецелевого использования средств.
— О каком бы вопросе не шла речь, нужно будет убедить нас в необходимости и справедливости принимаемых решений, совершаемых на их основе действий, — подчеркивает Николай Кравцов.
Слушая об этих обширных планах и жестких намерениях и отдавая дань безусловной важности подобного общественного контроля, поневоле задаешься вопросом: а не получится ли, что из одной крайности мы ударимся в другую? И если до недавнего времени многое в отрасли неоправданно скрывалось от населения, то не будут ли теперь некоторые важные вопросы, требующие оперативного решения, заволокитиваться, погрязая в бесконечных обсуждениях, не станут ли привноситься в них популизм, дилетантизм? Благо то, как это может происходить, нам в течение уже многих лет успешно демонстрируют наши парламентарии.
Евгений ДЕНИСЕНКО.
Фото Сергея МЕДВЕДЕВА

«Вечерний Бишкек», 20 декабря 2010 года