Виктор Цой (не путать с певцом) на десять лет основательно подсел на граффити и не представляет своей жизни без этого хобби. Днем — работа в офисе, а вечером — баллоны с краской в руках и стена перед глазами, которая после пары мазков превращается в живописное полотно. А сейчас у Виктора сбылась мечта. Он открыл школу граффити для молодежи. Вчера ребята от теории перешли к практике.
Долгое время Цой выбивал гранты, чтобы бесплатно преподать новому поколению настоящее искусство росписи городских стен, заборов, домов. Наконец средства нашлись — Фонд «Сорос — Кыргызстан» одобрил молодежный проект. Осталось набрать группу и найти помещение для творчества. Оказалось, осуществить и то и другое проблематично. Клич в Интернете не сразу дал результаты. Но в итоге все-таки удалось собрать семерых школяров.
Фонд образовательных инициатив любезно предоставил заборы вокруг офиса на растерзание амбициозного молодняка. Корреспонденты «ВБ» отправились на разведку, чтобы ощутить, каково быть граффитчиком. Баллоны не взяли, но посмотрели, как творят другие. Мальчишки, словно на занятиях начальной военной подготовки, в масках-респираторах и с баллончиками-оружием готовились расписывать кирпичную скучную стену всеми цветами радуги.
Но для начала надо еще раз посмотреть на скетчи — заготовленные рисунки на бумаге — и прикинуть, как правильно перенести изображение на забор. Виктор поведал, что неделю его ученики изучали теорию. В граффити — несчетное количество стилей рисования. Нынче, к примеру, моден объем. Что не подлежит изменениям, так это правила рисования. Они всегда одинаковы. Нужно знать, как падают тень, свет.
«Эй, ребята, вы там как, нормально?» — отвлекся от беседы главный граффитчик и начал помогать ученикам, которые принялись за дело. «Миш, прическа стирается. Крась до этих пор», — указал Виктор. Михаил задумал воплотить на стене персонаж с африканскими косичками и противогазом. Стас — грозного питбуля. «Посмотри, как морщинистые щеки висят, надо сделать симметрично», — замечала ошибки Ольга, супруга Виктора, которая поддерживает его хобби и сама уже разбирается во всех тонкостях. Как ни крути, а злая псина, которую Стас приметил в мобильном телефоне у друга, на заборе вышла доброй. Ислам изобразил симпатичного чертика. Говорит, что от души. Просто легкий рисунок. Айбек выбрал квадратный стиль и выводил мудреные буквы.
— Мальчишки рисуют очень хорошо, — отметил Виктор. — А то, что граффити считается хулиганством, так это расхожее мнение. Я защищал дипломную работу на эту тему. Говорят, что граффити — это все, что рисуется на вертикальной поверхности. Не согласен. Мы категорически против надписей непонятного содержания на музеях и других зданиях. Это же вандализм. С этим нужно бороться вплоть до тюремного заключения.
Виктор же приучает подростков к цветным ярким рисункам, несущим смысл. А все, что надо для этого, — грунтовая стена, водоэмульсионка, валики, баллоны, маска и, конечно же, фантазия. В конце этой недели начинающие граффитчики выйдут в город. Уже поступил заказ от молодого домкома разрисовать скучные заборы двора. А 30-31 августа по итогам летней школы в столице пройдет фестиваль уличного граффити. Ожидается приезд гостей из Казахстана и Узбекистана. Так что в скором времени серые стены города заиграют красками.
Юлия СУШКОВА.
Фото Темира СЫДЫКБЕКОВА.
Вечерний Бишкек