В Кыргызстане обсудили новые стандарты образования в подготовке медиаспециалистов. Первая межвузовская конференция «Развитие журналистики в вузах Кыргызстана» собрала представителей 11 высших учебных заведений страны, международных организаций и непосредственно работников средств массовой информации.

«Эта площадка организована для того, чтобы определить, какие же стандарты применимы в обучении нового поколения журналистов и какой на выходе мы хотим получить результат, чтобы образование было неотрывно связано с реалиями развития СМИ и страны в целом», — заявила директор программы «Поддержка СМИ» Фонда «Сорос-Кыргызстан» Марина Сивашева.

Собственно, на форуме состоялась презентация новых стандартов образования для будущих работников СМИ, приближенных к международным и соответствующих, по мнению ее разработчиков, требованиям современного медиарынка. Понятное дело, что государственную машину не так-то просто перезагрузить, инициатива требует тщательной экспертизы нового проекта, утверждения в профильных органах. Представитель же Министерства образования и науки КР, ведущий специалист инспекции по лицензированию и аттестации учреждений образования Бактыгуль Акунова выразила намерение ведомства поддержать инициативу.

Классиков надо не только почитать, но и почитывать

В Кыргызстане существует более десяти вузов, готовящих специалистов в сфере средств массовой информации. Ежегодно они выпускают сотни журналистов. Однако работодатели постоянно жалуются на недостаток квалифицированных кадров.

Вот и на форуме поначалу представителям СМИ досталось от академиков: мол, мы предоставляем вам кадры, а вы используете их не по назначению, мягко говоря, как минимум курьеров, вместо того, чтобы интегрировать вчерашних студентов в творческий процесс. Парирования журналистов напоминали что-то типа «от такого слышу», но, к всеобщей радости, консенсус был достигнут очень быстро. Как теория должна подтверждаться практикой, так и стороны начавшегося было конфликта мнений все же пришли к выводу, что сегодня перед журналистом стоит много новых и непростых задач, что хорошему специалисту важно доподлинно знать все сферы жизни общества. Учеба именно в университетах, при которых, как правило, и создаются факультеты или кафедры журналистики, предполагает, что выпускник будет обладать универсальными знаниями. Что есть проблемы, которые нужно решать здесь и сейчас, а главное — сообща.

Множество проблем испытывает профессорско-преподавательский состав вузов: от элементарной нехватки учебников, методических материалов до невозможности повышать свою квалификацию из-за отсутствия курсов переподготовки, в частности института повышения квалификации преподавателей журналистики.

По словам представителя Internews Network в Кыргызстане Марии Раснер, при реализации проектов летних и зимних школ журналистики для студентов они столкнулись с проблемой нехватки тренеров, прежде всего кыргызскоязычных. «У многих тренеров нет навыков интерактивного преподавания. Студенты в вузах недобирают знаний, в результате работодателю приходится самому заниматься профессиональной подготовкой кадров. Конечно, среди студентов есть толковые ребята, но основную их часть составляют инертные, безынициативные, просто не умеющие, а то и нежелающие трудиться», — сказала она.

Мария Раснер отметила, что «Интерньюс» призван поддерживать средства массовой информации, прежде всего независимые, но, к сожалению, в последнее время в стране наблюдается тенденция их вымирания, особенно в регионах. «В частности, во время июньских событий на юге Кыргызстана решался и такой вопрос: остаются ли журналисты региона в своей профессии или покидают ее?», — добавила она.

«Каждая интеллигентская профессия требует развития, и в каждой отрасли природные способности являются ключом к успехам, но это не означает, что специальная и общая подготовка не нужна», — сказал Джозеф Пулитцер, чье имя носит самая престижная международная журналистская премия.

Понятно, что классиков надо не только почитать, но и почитывать. Как минимум для того, чтобы уметь отделять зерна от плевел, а не «зерна от плева», как выразился в своей публикации один из сегодняшних журналистов. Все же в современных условиях в подготовке медиаспециалистов, наверное, необходимо использовать современные же методы. Например, преподаватель кафедры журналистики Бишкекского гуманитарного университета Элеонора Абдылдаева продемонстрировала участникам конференции свою модель обучения студентов. Ее интерактивный метод полностью лишен бюрократического языка, которым грешат академики от образования. Кроме того, занятия проводятся в непринужденной обстановке в увлекательной форме, студенты занимаются мозговым штурмом, одновременно участвуя в блиц-опросах, викторинах. Процесс познания в стенах вуза для них проходит отнюдь не шаблонно — не в форме монотонной лекции.

Журналистами рождаются?

На конференции часто ставился вопрос о привлечении к учебному процессу практикующих журналистов. Тут надо сказать, что настоящие профессионалы своего дела из-за той же низкой оплаты не пойдут читать предмет в вузы. А главное — из-за перегруженности на основной работе, тут уж не до совместительства, каким бы энтузиазмом ты ни обладал.

В рамках конференции журналист Би-би-си Толкунбек Турдубаев провел блестящий мастер-класс по подготовке к публикации новостной информации. «Главное, чтобы новость была содержательной, объективной и беспристрастной», — сказал он, упреждая новый виток дискуссии о том, должен ли преподаватель воспитывать у студента журфака гражданскую позицию.

В обществе сегодня сформировано представление о журналистике как о профессии, не требующей ни особых знаний, ни определенных усилий, что в ней может состояться любой мало-мальски образованный человек.

Молодые люди, поступившие на факультет журналистики, хорошие они или плохие, соответствуют ли требованиям профессии или нет, уже сделали свой выбор. Представляется, что преподаватель журфака прежде всего должен научить студента удовлетворять непреходящую потребность в знаниях. Что даст последнему умение анализировать, возможность осознавать себя в профессии ли, в обществе — в сегодняшних реалиях. Тогда он придет в журналистику не потому, что имеет диплом, а потому, что ему есть чем публично поделиться с другими.

Заведующая кафедрой экономической журналистики и рекламы Кыргызского государственного технического университета Парида Бостонова предлагает работникам СМИ и представителям профессорско-преподавательского состава журфаков объединиться в ассоциацию, чтобы сообща решать вопросы обучения медиаспециалистов. В Кыргызстане нет госструктуры, непосредственно занимающейся информационной политикой. А может, и хорошо, что нет? При нынешнем безвластии и царящей в стране вульгарной демократии такая структура запросто начала бы свою деятельность с введения цензуры в СМИ. На форуме от представителя академической школы прозвучало и такое мнение, что можно вырастить грамотных журналистов, если Минобразования не будет навязывать вузам свои стандарты.

14/12/10 14:45, Бишкек – ИА «24.kg», Гульшат ЮЛДАШЕВА