Городская, как, впрочем, и  республиканская  казна — не раз и навсегда  установленная догма.  В связи с изменением  экономической ситуации целевые показатели  корректируются,  цифры уточняются,  специалисты пытаются сбалансировать  доходы и расходы,  и это абсолютно нормально.

В  истории суверенного  Кыргызстана исполнение заданного бюджета  никогда не совпадало с реальностью. Предложения в проект вносили депутаты Жогорку Кенеша, выполняя  предвыборные обещания, данные избирателям, а также представители гражданского общества на общественных слушаниях,  и поправки эти были весьма существенными.
В связи с  повышением  сумм  расходных статей сегодня можно говорить лишь о предварительных  цифрах, предупредили гости  пресс-клуба Кыргызской фондовой биржи, приглашенные для обсуждения   бюджета столицы в  текущем году.
Головная боль  — где взять средства на повышение зарплат  сотрудникам бюджетных организаций?  Чтобы увеличить  их вдвое, а то и втрое,  требуется около 10 млрд. сомов. Бишкек — единственный город, самый крупный мегаполис Кыргызстана,  оплачивающий труд педагогов и  работников здравоохранения  из  муниципальной казны.  Здесь ждут повышения зарплат около 9 тысяч учителей, приплюсуйте сюда  директоров школ, завучей, бухгалтеров, экономистов. Выльется  в приличную цифру — 15 тысяч работников образовательных учреждений.
Да 12 тысяч медиков. Станет очевидно: надо искать дополнительные источники  доходов. Хотя у огромного  столичного хозяйства  хлопот и давно копившихся проблем невпроворот. Чего стоят 47 новостроек, плотным кольцом опоясавших Бишкек с 2005 года, в них проживают более 300 тысяч наших соотечественников, в основном это внутренние трудовые мигранты. Им нужны  инженерные коммуникации, школы, магазины,  поликлиники. Это же огромные капиталовложения! Да еще на шею городскому бюджету вешать  медиков и руководителей образовательных учреждений?
Кстати, в  Бишкеке  молодые  педагоги с радостью встретили известие о  весеннем повышении окладов. А родители и члены попечительских советов утверждают,  что учитель, пришедший в школу после вуза, не имеющий стажа, зачастую не уступает  опытным коллегам.
Справедливо это или нет — вопрос риторический. Во всяком случае, делается попытка закрепить  кадры в школах, устранить острый дефицит учителей-предметников.
Деловая активность бизнеса в основном сосредоточена в столице,  в карман  городской мэрии  поступают  соответствующие налоги, другие  обязательные взносы. Почему бы не поделиться с  дотационными  регионами?
Однако у  первого  вице-мэра Бишкека, экс-заместителя министра финансов Мурата  Исмаилова  другое мнение.
— Во времена правления экс-президента  Курманбека Бакиева были  выхолощены  почти все  местные налоги, из шестнадцати в  муниципалитетах осталось только два: налог на земельные участки и на имущество. Экс-руководитель страны  по существу свел на нет  идею  изыскивать на местах дополнительные доходы и пускать их на развитие МСУ.  Теперь  у местной власти один путь:  с протянутой рукой к родному правительству за  выравнивающими и стимулирующими грантами.
Возьмем, к примеру, самый  капиталоемкий  налог с продаж —  динамичный, растущий год от года, составляющий более трети  всего объема  налогооблагаемой базы. Он  благополучно   перекочевал в общереспубликанский бюджет. К тому же по новому Налоговому кодексу частные  и акционерные компании теперь платят  причитающиеся им налоги  не по месту регистрации, а по месту их деятельности. Из-за этого Бишкек потерял солидные суммы. Значит, если следовать логике,  искать источники дополнительного финансирования скромных  учительских и медицинских окладов следует в  республиканском бюджете, считают в мэрии Бишкека.
А ведь местную казну  еще недавно пополняли поступления  от парковки авто,  вывоза  мусора, на Иссык-Кульском побережье  собирали гостиничные налоги. Платить  приходилось  и за содержание  домашних любимцев — собак, а также  за выращивание цветов,  пользование видеосалонами.  Может, кому-то покажется  смешным, но это тоже были статьи муниципальных доходов.
Если вспомнить предыдущие годы, набирающую обороты децентрализацию,  новый Налоговый кодекс, то   изначально подразумевалось процентное расщипление большинства налогов,  собранных в  областях и районах, дающих возможность развиваться  регионам за счет собственных средств. Нынче решать   местные проблемы   опять  приходится  в центре, а надо ли?  Подобное мы уже проходили…
По словам  Мурата Исмаилова, комиссия по бюджету и финансам  мэрии Бишкека, прежде чем  принять проект бюджета,  побеседовала  с руководителями районных администраций и выяснила: городу для нормальной жизнедеятельности  в текущем году требуется более 6 млрд. 350 млн. сомов, доходы покрывают лишь 5 млрд. 43 млн. сомов (дефицит бюджета  в муниципалитетах запрещен). Недофинансирование приличное: около 1 миллиарда в национальной валюте. Приходится ждать  принятия парламентариями  республиканского бюджета, после чего спустят сверху контрольные цифры, на них и будет  равняться столица.
Председатель постоянной комиссии по бюджету и финансам  горкенеша  Марат  Аманкулов  рассказал, какие жаркие споры проходят  на встречах с избирателями, когда приходится определять приоритеты  финансирования. Речь не идет о защищенных статьях, они священны и занимают в городском бюджете 40-50%. Это зарплаты бюджетникам,  социальные пособия уязвимым слоям населения, финансирование питания в школах, интернатах, больницах, поддержка пенсионеров.
Закладываются в городской бюджет суммы и на коммунальные платежи, содержание городского хозяйства, жилищные субсидии. Бишкек — лицо Кыргызстана, здесь сосредоточены важнейшие  государственные учреждения, финансовые институты, банки, представительства международных организаций.
Сюда ведут и отсюда расходятся  денежные потоки, предназначенные для развития отдельных отраслей экономики, регионов. Город растет, расширяется, с каждым годом на десятки  тысяч  человек увеличивается его население.  Все это требует миллионных вложений в инфраструктуру,  жилищное строительство, ремонт дорог, муниципальный транспорт  и т.д.
Эксперты-экономисты  считают, что  столичной казне не под силу самостоятельно справиться с  возросшей нагрузкой на бюджет,  проблему повышения зарплат педагогам, медикам, работникам  культуры и искусства  следует решать за счет республиканских ресурсов.
Можно, конечно, пошерстить казино,  игровые залы, пусть  раскошелятся и нерезиденты, получающие дивиденды  с  банковских и иных вкладов, выплачивая  налог на прибыль.  Но кардинально проблему это не решит. На улице — рынок.  Если  дворники метут улицы, их труд должен быть оплачен, в мэрию регулярно приходят счета и за озеленение города, и за используемую городскими учреждениями   электроэнергию, за связь, за ритуальные услуги.  Ничего не поделаешь, замерзших бомжей  приходится хоронить за счет городского бюджета.
А еще выплачивать кредит, взятый на приобретение  автобусов и троллейбусов, расширение и благоустройство городских улиц. Это тоже деньги, и немалые. К сожалению, запущенная в  2007 году  городская счастливая лотерея не увенчалась успехом, цели своей не достигла, не приумножила  денег в столичной казне.
А ведь цель ставилась благородная: вытащить на свет божий реальные доходы  работающих в столице коммерческих предприятий, поставить заслон серым схемам, которые активно использовали чиновники в акаевские и бакиевские времена. Предстояло распродать свыше миллиона лотерейных билетов, призовой фонд был солидный — 100 млн. сомов. Замечательная идея не была подкреплена  законодательно, вот и потерпела неудачу. В настоящее время  счастливая лотерея пребывает в замороженном состоянии.
Зато  независимый эксперт, энтузиаст и сторонник муниципальных займов, экс-председатель Бишкекского городского кенеша  Зоотбек Кыдыралиев  поведал  об удачном эксперименте горфинуправления столичной мэрии. Городские  ценные бумаги  разместили в Социальном фонде — там были  свободные средства. Первый транш — на 200 млн. сомов. На эти деньги  столичный муниципалитет закупил автобусы в Китае и тем самым  приступил к решению проблем  городского общественного транспорта.
В прошлом году  транш увеличили до  225 млн. сомов, приобрели в Беларуси троллейбусы, начали  ремонтировать  дороги, чтобы разгрузить  центр города, пустить  транспорт  по объездным трассам. Соцфонд на  этом ничего не заработал, погашение  займа шло из городского бюджета. Но это был прорыв, попытка  занимать  деньги на внутреннем рынке.
А ведь  муниципальные ценные бумаги в больших объемах могли бы обращаться на  Кыргызской фондовой бирже, приносить  доход их обладателям, как это делается в Москве. В Первопрестольной  очень серьезно относятся  к муниципальным займам, мегаполис за счет  их выпуска успешно решает  свои проблемы.  Пять лет назад  здесь выпустили  ценных бумаг на  полтора миллиарда долларов, доход  превысил  размер дивидендов по банковским вкладам. Почему бы и Бишкеку  не последовать примеру москвичей? За счет муниципальных займов  давно можно  было построить мусороперерабатывающий завод, предприятие окупило бы себя быстро — в течение двух-трех лет.
Еще один резерв в получении финансов —  сбор налогов на движимое имущество, то есть с владельцев автомобилей.   По предварительным подсчетам, столица может получить  158-160 млн. сомов, ведь в Бишкеке зарегистрировано  138 тысяч  машин. Уже собрали  145 млн. сомов, остальные  10-12 млн.  планируется добрать  в нынешнем году.
Как? Многие  бишкекчане свои авто по доверенности передали родным и знакомым, проживающим нынче   в других регионах страны. И в Нарынской, и в Баткенской областях можно встретить автомобиль с бишкекскими номерами. Планируется взимать с владельцев машин плату за   техосмотр и регистрацию по месту пребывания, так удобнее. Но потом эти суммы должны быть переправлены через  Расчетно-сберегательную компанию или АО «Почтасы» в Бишкек, в Казначейство.
Зоотбек Кыдыралиев  считает, что  финансовая дыра в бюджете — нестрашно, дефицит  наблюдается  во многих странах мира, за исключением разве что Японии и Китая. Это, так сказать, объективная данность.  Главное — найти источники, за счет которых можно покрыть нехватку денег.
Экономить можно на всем: пользоваться энергосберегающими лампочками, установить в бюджетных учреждениях  теплосчетчики, не  покупать в текущем году новую мебель или  офисную оргтехнику. Здесь основное —  прозрачность бюджета,  финансовая грамотность населения. К сожалению, этим  наши горожане не могут похвастать. Пока люди не научатся пользоваться бюджетной информацией, она останется для них филькиной грамотой.
Кстати,  столичные педагоги  не принимали участия  в манифестациях у  Дома правительства со своими коллегами из  регионов. Несмотря на  нелегкий год, объективные непредвиденные трудности, мэрия  Бишкека своевременно и в полном объеме  выплатила  деньги по защищенным статьям, сообщила  заведующая отделом  бюджета и финансов  городского кенеша  Динара  Алымкулова.
Остается добавить, что обсуждение  проблем  повышения заработной платы бюджетным  работникам, а также  знакомство с главным финансовым документом  столицы  проходили в рамках проекта  фонда «Сорос-Кыргызстан» «Повышение прозрачности  бюджета и подотчетности  через поддержку инициатив  организаций  гражданского общества Кыргызстана».

Галина ЛУНЕВА.

http://slovo.kg/index.php?option=com_content&task=view&id=2289&Itemid=56