Бюджет за закрытыми дверями
В Кыргызстане несколько лет существует традиция проведения общественных слушаний по республиканскому бюджету в Жогорку Кенеше, и долгое время слушания оставались единственным механизмом информирования граждан об этом большом и сложном документе. Парламентские слушания были и остаются хорошим инструментом информирования, но, к сожалению, не позволяют вовлекать граждан в процесс принятия решений по бюджету – у гражданского общества не хватает времени и квалификации для равноправного диалога.
Слушания выполнили важную историческую миссию, показав власти, что государственные должны быть открытыми. Однако проблемы в отношении распределения государственных ресурсов остаются, поэтому необходим новый поиск форм участия граждан в бюджетном процессе, которые были бы лишены указанных недостатков и помогли гражданскому обществу добиться реального участия в формировании бюджета и контроле над его исполнением.
В настоящее время организации гражданского общества затрудняются участвовать в бюджетном процессе на республиканском уровне по следующим причинам:
- Недостаточность экспертного потенциала для подготовки сбалансированных и аргументированных предложений
- Отсутствие конструктивного диалога между различными НПО и государством
- Разобщенность представителей гражданского общества
Выход для граждан: объединиться и усилить экспертизу
Для усиления экспертизы гражданского общества Институт политики развития попытался объединить представителей 27 неправительственных организаций, представляющих интересы отдельных социальных групп населения, для оказания поддержки Правительству Кыргызской Республики в сфере повышения эффективности, ответственности, подотчетности и прозрачности управления государственными финансами. Представители организаций гражданского общества в рамках встречи «Прозрачность государственного бюджета и участие гражданского общества в его формировании и обсуждении» подписали обращение к депутатам Жогорку Кенеша с вопросами о республиканском бюджете на 2011 год, затрагивающими интересы незащищенных слоев населения. Обращение сформулировало главный запрос гражданского общества: как в бюджете учтены интересы незащищенных слоев населения и какова эффективность расходования государственных средств. Но одно обращение не решает проблемы качества экспертизы и консолидации гражданского общества, поэтому было принято решение выбрать один пилотный сектор и организовать для данного сектора новые формы участия граждан в формировании и исполнении бюджета. Таким сектором стало образование.
Для установления конструктивного диалога между различными НПО в рамках ОЮЛ «Альянс «За прозрачный бюджет» создан первый Комитет по сектору «Образование», который будут вырабатывать согласованную позицию между ОГО данного сектора, а затем выступать в качестве переговорщика с правительством в отношении бюджета образования. Проведено заседание Комитета, где члены обсуждали регламент работы Комитета. Комитет фактически уже участвует в бюджетном процессе 2012 года, начиная с этапа формирования среднесрочного прогноза бюджета. Подписан Протокол согласия и несогласия между ОГО, Министерством Финансов, Министерством образования и науки по средне-срочному прогнозу бюджета по сектору «Образование».
Первый шаг: информировать общество и проблемах бюджета
Для разъяснения новых механизмов участия граждан в бюджетном процессе был разработан аналитический документ с одноименным названием. Данный документ рассматривает новый механизм участия гражданского общества в бюджетном процессе через финансовую и экономическую экспертизу и подписание протоколов согласия / несогласия для установления консолидированного и равноправного диалога с правительством. Документ распространялся на встречах, «круглых столах».
Также для усиления разъяснительной работы были отсняты и выпущены в эфир две передачи «Открытый Кыргызстан» на русском и кыргызском языках «Участие граждан в бюджетном процессе: как сделать его эффективным». В передачах принимали участие представители Министерства финансов, Министерства образования, Жогорку Кенеша, организаций гражданского общества и эксперты.
Еще одним важным мероприятием проекта стало издание публикации «Гражданский бюджет 2011», где просто и доступно были данные общие сведения о государственном бюджете 2011 года. Публикация тиражом 2000 экземпляров была распространена среди организаций гражданского сообщества, органов местного самоуправления, вузов, общественных наблюдательных советов, министерств и ведомств, депутатов ЖК. Получены отзывы о качестве и содержании пособия.
8 июля 2011 года состоялся итоговый круглый стол «Участие граждан в бюджетном процессе: новые механизмы, проблемы и завтрашний день». Участники мероприятия признали необходимость внедрения новых форм участия граждан в бюджетном процессе и поддержали продолжение работы комитетов гражданского общества по бюджету и координированную работу по разработке Гражданского бюджета.
Канат Сыдыков, министр образования КР: «Вопрос о потребностях в системе образования в финансовом секторе, вопрос прозрачности их расходов, а также их эффективности, в том числе эффективности при управлении этими финансами, прозрачности в целях недопущения схем коррупции – один из актуальных вопросов для гражданского общества и власти. Особенно в свете последних шагов правительства, направленных на реформирование системы заработной платы труда учителей, работников системы образования и намерений коалиции поддерживать на достаточном уровне, по крайней мере, средней общей школы в Кыргызской Республике».
Чолпон Эргешова, Региональный директор Коалиции «за демократию и гражданское общество»: «Публикация Гражданский бюджет 2011» написана на доступном языке, так как люди не понимают сложные финансовые термины. На местах мы первый раз получаем такое издание. На сегодня трудно обеспечить прозрачность местных бюджетов, не говоря о республиканском бюджете. Именно данная публикацию поможет, повысит хотя бы информированность населения в регионах КР.
Справка:
Название проекта: «Повышение прозрачности бюджета и подотчетности через поддержку инициатив организаций гражданского общества Кыргызстана»
Период реализации: Декабрь, 2010 – Июль 2011 г.
Финансирование: Фонд «Сорос-Кыргызстан»
Реализация: Институт политики развития