Опыт Кыргызстана в развитии местного самоуправления может являться модельным для региона и уже вызывает интерес соседей. Ну а сама республика не останавливается на достигнутом и, как сообщает директор Национального агентства по делам МСУ Бахтияр Фаттахов, готовится сделать на этом пути новые важные шаги.

Реакция расщепления
— В Конституции Кыргызстана закреплено, что государственная власть в республике осуществляется на принципах разграничения функций и полномочий между госорганами и органами местного самоуправления, — подчеркивает Фаттахов. — Анализ свидетельствует: предпринимаемое нами в этих вопросах соответствует Европейской хартии по МСУ, Декларации стран СНГ по развитию МСУ, другим международным документам. И то, что к нам за опытом обращаются коллеги из Узбекистана, Таджикистана, подтверждает актуальность предпринимаемых мер, — местное самоуправление — не продолжение райгосадминистраций, как думают некоторые. Это — наша повседневная жизнь, и потому это не государственная, а подлинно народная власть.
В нацагентстве убеждены: органы МСУ способны выступить катализатором экономического развития местных сообществ, эффективно бороться с коррупцией, поскольку она во многом сегодня связана с землей. Но здесь необходимо избегать дублирования функций с властью, подчас ее вмешательства. И, конечно же, наболевшим вопросом остается обеспечение МСУ финансами.
— Наши предложения по укреплению финансовой базы этих органов реализованы при составлении бюджета–2012 на 80 процентов, — сообщает Бахтияр Фаттахов. — Сегодня два вида налогов поступают в местные бюджеты, еще шесть — в республиканский. Из этих шести расщеплялись, с учетом нужд местных сообществ, три вида, теперь часть расщепляемых налогов увеличилась. Но мы предлагаем и дальше двигаться в данном направлении. И не только делить собираемое, но и искать дополнительные ресурсы на местах.
Действующий сегодня Налоговый кодекс регулирует только вопросы налогообложения, но не сборов, как раньше. Значит, есть возможность ввода местных сборов, например экологического, туристического характера.
Правда, по мнению директора нацагентства, нужно прежде добиться четкого законодательного разграничения сфер влияния, поскольку отраслевые законы еще зачастую противоречат закону о МСУ. Также важным представляется укрупнение ряда айыл окмоту. Ведь в одних случаях на их территории проживают до 1000 человек, в других — до 35 тысяч. Это создает дисбаланс в распределении сил, выработке общих принципов их работы.
Но особо беспокоит сотрудников агентства проблема руководства органами МСУ, соответствия этих людей требованиям населения, задачам действовать в его интересах.

Вечно вчерашние
— Уровень иных муниципальных служащих не отвечает требованиям не только завтрашнего, но и сегодняшнего дня, — сетует Фаттахов. — Мы провели исследования в 123 селах на предмет того, насколько наши граждане удовлетворены качеством предоставляемых им услуг в сфере образования, здравоохранения, МСУ, при решении коммунальных проблем, обеспечении питьевой, поливной водой и так далее. В целом оценка по пятибалльной системе — 3,5 балла. А в вопросах канализации и утилизации отходов — вообще 2,5.
Результаты исследования не остались “вещью в себе”. Из упомянутых 123 сел было отобрано 10 пилотных айыл окмоту, на базе которых сейчас отрабатываются механизмы улучшения работы с населением и его обслуживания. Большие надежды возлагаются на созданные в ряде айылных округов информационные центры, в зону внимания которых попадают и прилегающие территории. Некоторые из таких центров также предусматривается объединить для большего охвата населения
В нацагентстве убеждены, что весомую роль в укреплении потенциала МСУ способны сыграть депутаты местных кенешей. В этих целях среди них проводится информационно–разъяснительная работа, организован цикл обучения. На помощь, как и прежде, приходят ПРООН, Институт развития, Фонд “Сорос — Кыргызстан”, другие международные партнеры. При их поддержке также проведены общественные слушания по формированию и утверждению местных бюджетов.
Все это дает свои результаты. Прежде всего, считают в агентстве, повышается авторитет органов МСУ и спрос к тем, кто возглавляет их, входит в актив. Это продемонстрировали и недавние выборы в айыл окмоту, в 20 из которых они проходили в два этапа. Страсти кипели нешуточные, в семи округах дебаты продолжились и после двух туров.
— Центр тяжести управленческой деятельности и ответственности продолжает смещаться на первичный территориальный уровень — села, поселки, города, на уровень местных сообществ. И это отрадно. Но имеются и противоречия в законодательстве, и отсутствие мониторинга влияния законодательных норм на ситуацию в местном самоуправлении, и недостаточное финансовое обеспечение последнего, и слабое использование и развитие экономического потенциала территорий, — констатирует Бахтияр Фаттахов. — Нельзя забывать, что эффективность местного самоуправления невозможна без государственной поддержки.

Воспоминание о будущем
К числу достижений Фаттахов относит создание действующей нормативно–правовой базы, основ профессиональной муниципальной службы, усовершенствование методики выравнивающих грантов, законодательное разграничение дел местного значения и делегированных государственных полномочий, начавшееся внедрение в работу органов МСУ информационно–коммуникационных технологий (электронные айыл окмоту). К числу “слабых звеньев” — ненадлежащее исполнение требований закона, неэффективная фискальная централизация, обусловленная новой редакцией Налогового кодекса, “хромающая” система переподготовки, аттестация муниципальных кадров, отсутствие действенной координации международных проектов и программ, неразвитость низовых институтов МСУ.
Новых подходов требует и переход к парламентской форме правления в республике. Он диктует необходимость выработки таких механизмов, чтобы природа местного самоуправления не вступала в противоречие с партийной системой. Эти и другие задачи должны найти отражение в новой Национальной стратегии децентрализации и развития МСУ. Прежняя ограничивалась по срокам 2010 годом. Следующая, рассчитанная на период до 2015 года, еще не сформировалась и рождается подчас в муках.
Тем не менее ее разработчики стремятся заглянуть в более отдаленную перспективу. И пытаются определить, каким будет местное самоуправление Кыргызстана на исходе второго и третьего десятилетий нынешнего века.
— В 2020 году — это стабильная, поддерживаемая населением, основанная на лучшем законодательстве и адекватном территориальном устройстве, прозрачная система. Она способна улучшать качество жизни граждан через предоставление муниципальных услуг высокого уровня за счет наличия финансовых ресурсов и квалифицированных кадров, — прогнозирует Бахтияр Фаттахов. — А в 2030 году — это устойчивая система финансово и административно независимых органов МСУ, пользующихся абсолютным доверием граждан за счет своей прозрачности и подотчетности им. Она нацелена на улучшение качества жизни на подведомственной территории и решает задачи местного экономического развития. Успех местного самоуправления опирается на квалифицированные кадры, финансовую независимость, эффективное управление и административную автономию.
Что ж, как говорится, эти слова — да Богу в уши.
Евгений ДЕНИСЕНКО.

«Вечерний Бишкек», 23 ноября 2011 года